От «Абрау-Дюрсо» до «Руси сидящей»: как цифровые технологии помогают бизнесу

| статьи | печать
От «Абрау-Дюрсо» до «Руси сидящей»: как цифровые технологии помогают бизнесу

В условиях жесткой конкуренции сегодня выживают в первую очередь компании, использующие цифровые технологии, отмечали участники III Международного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика». Предприниматели ждут от государства подготовленных кадров и меняют свои бизнес-процессы на основе цифровых технологий. В помощь им создаются цифровые платформы, которые дают возможность донести их жалобы до самых высоких инстанций.

Быстрые темпы внедрения цифровых технологий во все отрасли экономики и социальную сферу влекут за собой изменение привычных моделей бизнеса и работы государственных органов, подчеркивали участники III Международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика», организованного Государственным университетом управления (ГУУ). На волне этого глобального тренда ведущие страны мира, чтобы удержать лидерство, делают ставку на цифровизацию экономики. В этом процессе стремится активно участвовать и Россия.

«Наша задача — побудить бизнес вкладываться в цифровую трансформацию, — отметил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Михаил Мамонов. — Важный вопрос — кадры для цифровой экономики. Здесь мы полностью поддерживаем инициативу Государственного университета управления. Сегодня индивидуальный стержень цифровой экономики смещается к вузовской науке, что позволит обеспечить смычку науки и цифровой экономики, внедрять новые методы в обучение и новые специальности».

Очень важно, по словам ректора ГУУ Ивана Лобанова, чтобы специалист, который выходит из стен высшего учебного заведения, был востребован работодателем непосредственно в том виде, в котором подготовил его вуз. «Много сейчас идет нареканий со стороны индустриальных партнеров, работодателей в связи с тем, что вузы готовят специалистов, которых потом приходится переучивать или давать им дополнительные компетенции, чтобы человек вошел в производственный процесс, — посетовал г-н Лобанов.

— Нам важно, чтобы на площадке всех университетов, включая Государственный университет управления, специалист получал максимальное количество компетенций».

Идею тесного сотрудничества бизнеса и вузов при подготовке кадров в сфере цифровых технологий полностью поддерживает президент общественного объединения «Деловая Россия» Павел Титов. Наука и цифровизация неразрывно связаны друг с другом, а их постоянное взаимодействие позволяет оказывать научно-исследовательскую и консультационную поддержку российским средним и малым компаниям.

«Деловая Россия» и Государственный университет управления заключили соглашение, в рамках которого партнеры планируют реализовывать сотрудничество, нацеленное на анализ и выработку рекомендаций по применению доказавших свою эффективность зарубежных и российских практик стимулирования и поддержки цифровых технологий в секторе МСП.

В качестве примера успешного внедрения цифровых технологий г-н Титов привел опыт «Абрау-Дюрсо». «Не так давно мы решили внедрить в свою работу использование беспилотников и посмотреть, как можно с их помощью оптимизировать сельское хозяйство, — поделился опытом делорос. — Теперь в 3D-формате мы видим все наши площади и получаем мультиспектральный анализ здоровья каждой лозы. Всю информацию мы загружаем в нейросеть и на основе всей совокупности условий можем построить комплекс, который позволит нам поддерживать здоровье наших виноградников и оптимизировать условия труда. Надо сказать, что мы стремимся к тому, чтобы цифровая трансформация стала своеобразным шагом к осознанному природопользованию и контролю экологии».

Еще одним направлением использования цифровых технологий в интересах предпринимателей стала цифровая платформа «ЗаБизнес.рф», целью которой является работа с жалобами предпринимателей на неправомерные действия сотрудников МВД, ФСБ, Следственного комитета и Генпрокуратуры. Обращение могут подать индивидуальные предприниматели, собственники, учредители и акционеры юридических лиц, представители и адвокаты предпринимателей и компаний.

Согласно данным предпринимательских опросов, указанным на сайте, доля бизнесменов, не доверяющих правоохранительным органам, в нынешнем году составила 66,7%. При этом 45% опрошенных ответили, что в результате уголовного преследования их бизнес был полностью или частично разрушен. Подавляющая часть предпринимателей (84%) указала, что уголовное дело не было завершено приговором.

«Неопределенность и нестабильность административных правил снижают активность бизнеса», — отмечает эксперт Благотворительного фонда «Русь сидящая» Алексей Федяров. Государство пока недостаточно защищает предпринимателя, и цифровая платформа «ЗаБизнес.рф», запущенная в ноябре, даст бизнесменам возможность обратиться с жалобой и быть услышанным. Обращение будет всесторонне обрабатываться и содействовать оперативному выявлению и устранению нарушений.

Заявление предпринимателя будет проанализировано на уровне центрального аппарата правоохранительного органа, что исключает вероятность рассмотрения жалоб сотрудниками, в отношении которых они поданы. Деловые сообщества, экспертизу которых можно запросить при обращении, помогут оценить, имели ли место нарушения. При этом независимая экспертная оценка не позволит использовать эту платформу для необоснованных жалоб на правоохранительные органы.

Цифровая трансформация экономики в России немыслима без участия регионов, уверены представители местных органов власти. Во многих субъектах Федерации она становится составной частью комплексной стратегии регионального развития. «В Калужской области мы оцениваем цифровую „прокачку“ региона на уровне 40%, — рассказал представитель Калужской области при Правительстве РФ Петр Алдаков. — Наш регион один из первых стал участником программы „Умный город (Smart city)“. Под новые задачи цифровизации и создание производственных площадок в том числе создаем новые центры компетенций. В Калуге появились первые IT-классы, Яндекс-лицей. Руководство региона использует новые системы контроля особенно важных с социальной точки зрения услуг».