Международная купля-продажа: какие аспекты учитывать сторонам перед заключением договора?

| статьи | печать

Международная купля-продажа товаров как вид внешнеэкономической сделки представляет собой достаточно сложную совокупность правоотношений, связанную с применением к ним не только различных норм и институтов гражданского права, но и разных правовых систем, международных договоров, а также правил рекомендательного характера, ставших для сторон обязательными в силу их волеизъявления. Предварительная оценка перспектив потенциального спора уже в момент согласования условий договора международной купли-продажи имеет существенное значение. На что следует обратить внимание сторонам договора международной купли-продажи перед его заключением — читайте в материале.

Несмотря на большое количество вопросов, которые подлежат исследованию при рассмотрении конкретного спора, можно выделить ключевые группы обстоятельств, которые, как правило, анализируются при возникновении споров в связи с международной куплей-продажей. К таким обстоятельствам можно отнести:

  • применимое к правоотношениям сторон право;

  • определение государственного или третейского суда, компетентного рассматривать спор, включая соблюдение необходимых досудебных процедур;

  • установление фактов заключения договора международной купли-продажи, соблюдения его формы, его надлежащего или ненадлежащего исполнения, а также действительности;

  • установление применимых сроков исковой давности;

  • определение способа защиты нарушенных прав.

Дополнительно сфера правоотношений по международной купле-продаже связана с иными правовыми обстоятельствами, потенциально ведущими к спорам и судебным разбирательствам, например с действиями государственных и контролирующих органов, кредитных учреждений (в рамках таможенного, валютного, налогового и иного подобного регулирования).

Стоит отметить, что в последние годы правоприменение в РФ в области различных аспектов международного частного права существенно развивается, что можно проследить в попытках высших судебных органов систематизировать применение этих норм и институтов государственными судами (см., например, постановление Пленума ВС РФ от 09.07.2019 № 24 «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации», далее — Постановление Пленума ВС РФ № 24).

Применимое право

Первым и наиболее существенным элементом в анализе правоотношений между сторонами в связи с международной куплей-продажей является установление применимого права. Отметим, что национальное право, применимое к правоотношениям международной купли-продажи, может относиться к различным юрисдикциям. Например, право, применимое к договору по соглашению сторон (договорной статут), может отличаться от права, используемого для определения правосубъектности сторон по соответствующему договору (личный закон). Помимо этого, право, определенное сторонами как регулирующее договор, не может исключать, например, применение сверхимперативных норм (норм непосредственного применения) РФ.

Цитируем документ

Правила настоящего раздела не затрагивают действие тех императивных норм законодательства Российской Федерации, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права (нормы непосредственного применения).

Пункт 1 ст. 1192 ГК РФ

Данное обстоятельство может потребовать при рассмотрении спора привлечения специалистов по праву из различных юрисдикций, что увеличит затраты при рассмотрении спора. Наиболее ярко эта особенность проявляется при определении сторонами по договору в качестве применимого так называемого нейтрального права — права юрисдикции, с которой правоотношения между сторонами не связаны по субъекту, объекту или юридическому факту. Обоснованность применения нейтрального права должна быть оценена и продумана сторонами, особенно это важно для наименее защищенной стороны (например, приобретателя небольшой партии товара, относящегося к среднему бизнесу, взаимодействующего с крупным международным поставщиком). В данном случае необходимо отметить, что стороны вправе изменить по соглашению между собой применимое к договору между ними право в последующем на стадии рассмотрения спора. И такой выбор будет иметь обратную силу и считаться действительным с момента заключения договора (п. 3 ст. 1210 ГК РФ).

При разрешении споров в связи с международной куплей-продажей, рассматриваемых, к примеру, в российских государственных судах, всегда присутствует риск заявления возражения о неприменении какой-либо нормы выбранного сторонами права в связи с ее явным противоречием публичному порядку РФ.

Цитируем документ

Норма иностранного права, подлежащая применению в соответствии с правилами настоящего раздела, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации с учетом характера отношений, осложненных иностранным элементом. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.

Пункт 1 ст. 1193 ГК РФ

Пресловутый довод о нарушении публичного порядка может представлять достаточно высокий уровень угрозы, поскольку российские государственные суды могут относиться с большим предпочтением к возможности применения более близкого и понятного им российского права. Несмотря на то что выводы высшей судебной инстанции указывают на исключительный характер применения правила о публичном порядке (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ № 24), рекомендуем вне зависимости от применимого к договору права, если спор может быть потенциально рассмотрен в будущем в российском государственном суде (включая случаи приведения в исполнение решений третейских судов), проводить оценку договора на стадии его заключения с учетом положений российского права.

При выборе применимого права необходимо учитывать, что к договорам международной купли-продажи применяются положения международных договоров. Основным международным договором в этой области является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене 11.04.80, далее — Венская конвенция). Отметим, что указанная конвенция не влияет на действие других международных соглашений по вопросам, являющимся предметом ее регулирования, которые будут иметь приоритетное значение для участников международной купли-продажи, для которых такие международные соглашения обязательны в силу юрисдикции нахождения их коммерческих предприятий. На основании изложенного при вступлении в правоотношения международной купли-продажи необходимо учитывать положения не только Венской конвенции, но и иных применимых к сторонам международных соглашений (например, Соглашение от 20.03.92 «Об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников Содружества Независимых Государств», Протокол об Общих условиях поставок товаров из СССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в СССР от 13.03.90).

Существенный вклад в регулирование правоотношений в сфере международной купли-продажи вносят акты, разработанные международными организациями и объединениями государств и рекомендуемые к применению участниками торгового оборота. К таким актам можно отнести Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА, Европейские принципы договорного права, Модельные правила европейского частного права, Международные правила толкования торговых терминов («Инкотермс»), Типовой контракт международной купли-продажи готовых изделий, предназначенных для перепродажи (подготовлен Международной торговой палатой). В случае потенциального рассмотрения спора, вытекающего из международной купли-продажи, в государственном суде РФ необходимо, чтобы договор содержал прямо выраженное соглашение сторон на применение конкретных правил рекомендательного характера.

Компетентный суд

Следующим существенным аспектом в правоотношениях международной купли-продажи в связи с рассмотрением споров является выбор сторонами договора государственного или третейского суда, компетентного рассматривать спор, либо отсутствие такого выбора.

Поскольку вопрос определения компетентного судебного органа имеет существенное значение, полагаем важным отметить следующие аспекты установления такого учреждения, которые необходимо учесть при различных стратегиях поведения сторон.

Так, если стороны прямо не определили по соглашению орган рассмотрения споров, важно учитывать следующие обстоятельства:

  • международное соглашение, регулирующее правоотношения международной купли-продажи, либо согласованные сторонами к применению правила рекомендательного характера могут устанавливать порядок выбора компетентного органа или сам такой орган (например, п. 1 параграфа 52 Протокола об Общих условиях поставок товаров из СССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в СССР, Типовой контракт международной купли-продажи готовых изделий, предназначенных для перепродажи, подготовленный Международной торговой палатой);

  • чтобы государственные суды стран юрисдикций сторон по договору международной купли-продажи, компетентные рассматривать споры, могли признавать и приводить в исполнение решения друг друга в силу международного договора (например, двусторонние международные договоры, заключенные СССР и Российской Федерацией с такими странами, как Аргентина, Вьетнам, Греция, Египет, Индия, Испания, Италия, Китай, Кипр, Латвия, Литва, Монголия, Польша, Эстония) или «принципа взаимности».

Если же стороны определили по соглашению орган рассмотрения споров, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • выбранный сторонами государственный суд должен иметь право рассматривать спор с участием соответствующих сторон в соответствии с применимым к нему процессуальным законодательством (например, в связи с нахождением или деятельностью одной из сторон в этой юрисдикции);

  • нюансы признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений, как указано для примера выше.

Если стороны определили по соглашению в качестве органа рассмотрения споров третейское разбирательство в учреждении институционального характера или путем формирования состава арбитров для рассмотрения конкретного спора (ad hoc), требуется учитывать следующие обстоятельства:

  • арбитражное соглашение должно соответствовать требованию определенности и положениям права, которым данное соглашение регулируется;

  • решение, принятое в рамках третейского разбирательства, может быть признано и приведено в исполнение в государственных судах юрисдикций сторон арбитражного соглашения и юрисдикций места нахождения их основного имущества (Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, заключена в г. Нью-Йорке в 1958 г.);

  • арбитражное соглашение не должно противоречить публичному порядку, применимому при признании и приведении в исполнение государственными судами юрисдикций сторон арбитражного соглашения и юрисдикций места нахождения их основного имущества (например, требование об обязательном функционировании через постоянно действующие третейские учреждения для институционального арбитража в РФ, как того требует Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»);

  • третейское разбирательство доступно и экономически обоснованно для сторон договора международной купли-продажи с учетом высокого размера судебных расходов в рамках международного арбитража (в данном случае необходимо предварительно оценить размеры таких расходов на основании, например, статистики, публикуемой международными арбитражными учреждениями, а также проанализировать их правила и практику в части компенсации судебных расходов);

  • возможность принятия государственными судами, функционирующими в юрисдикции, в которой будет проводиться третейское разбирательство, обеспечительных мер, включая меры в отношении имущества или запрета на инициирование судебного разбирательства вне рамок третейского разбирательства, а также возможность исполнения этих обеспечительных мер в отношении затронутой стороны.

Заключенность и основания недействительности договора

При оценке обстоятельств, касающихся вопроса заключения договора международной купли-продажи, можно применять положения применимого международного договора, например Венской конвенции, включенных сторонами в договор правил рекомендательного характера, а также применимого к договору национального права. Отметим, что, несмотря на схожесть принципов заключения договора (оферта и ее последующий безоговорочный акцепт), различные правовые системы могут существенно по-разному относиться к вопросам процедуры заключения договора (например, к определению момента акцепта оферты, срока рассмотрения оферты), что необходимо учитывать.

Указанный выше перечень источников регулирования также относится и к определению формы договора международной купли-продажи. В данном случае необходимо обратить внимание, что с принятием новой редакции раздела VI ГК РФ произошли существенные изменения. Так, аналогично многим странам, РФ в отношении формы сделки приняла привязку, что требования к форме сделки подчиняются праву страны, подлежащему применению к самой сделке. Помимо этого, сделка не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования права страны места совершения сделки к форме сделки (п. 1 ст. 1209 ГК РФ).

Интересным аспектом при рассмотрении вопроса о недействительности международного договора купли-продажи может выступать проблема определения права, применимого к вопросам анализа оснований недействительности сделки. Например, согласно ст. 1215 ГК РФ основания недействительности сделки прямо не указаны в качестве входящих в договорной статут (как охватываемые правом, применимым к договору). В этой связи необходимо обратиться к разъяснениям высшей судебной инстанции, согласно которым к различным группам оснований недействительности сделок должны применяться различные коллизионные нормы. Так, например, к основаниям недействительности сделок, связанным с ограничением дееспособности физического лица, совершением сделки в противоречии с целями деятельности юридического лица, ограничением полномочий органов юридического лица, необходимостью получения корпоративных согласий (одобрений) при совершении сделок и иным аналогичным случаям применяются правила о личном законе физического лица или личном законе юридического лица (п. 42 Постановления Пленума ВС РФ № 24).

Исковая давность и ненадлежащее исполнение

При определении сроков исковой давности, применимых к правоотношениям международной купли-продажи, необходимо отметить, что источником определения таких сроков может являться не только национальное право, определенное с учетом применения коллизионных норм, но и международный договор.

Например, в Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (заключена в г. Нью-Йорке 14.06.74) установлен срок исковой давности в четыре года. Однако ни СССР, ни РФ не ратифицировали указанную конвенцию. В целом вопрос срока исковой давности имеет существенный характер ввиду значительного различия порядка его определения в разных правовых системах. Например, в английском праве, которое стороны часто выбирают в качестве применимого, установлен общий срок исковой давности для договорных правоотношений в шесть лет.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора международной купли-продажи сторонам следует иметь в виду, что к правоотношениям могут применяться положения не национального права, выбранного по договору, а положения Венской конвенции либо иного применимого международного договора или применимых по соглашению сторон правил рекомендательного характера. Поскольку содержащиеся в указанных источниках нормы могут существенно отличаться от ожиданий сторон, необходимо также предварительно анализировать эти аспекты.

Отметим, что стороны договора международной купли-продажи могут прямо исключить применение Венской конвенции, отступить от любого из ее положений или изменить его действие, если применение этой конвенции для них не выгодно. Поскольку конвенция не указывает, каким образом стороны должны обозначить такой отказ, важно отметить, что при рассмотрении споров в различных юрисдикциях в отношении применения этого положения могут возникать различные трактовки.

***

В завершение необходимо отметить, что с учетом относительной сложности и дороговизны процесса рассмотрения споров, вытекающих из правоотношений международной купли-продажи, нередко одна из сторон пытается навязать условия, делающие затруднительной процедуру рассмотрения споров для другой стороны, как правило, более слабой. К таким стратегиям можно отнести следующие (в зависимости от применимого права):

  • создание условий, направленных на внедрение дополнительных ограничителей для обращения в компетентный орган (например, обязательность досудебного предъявления претензии в ограниченный срок и утрата права на обращение в компетентный орган в случае просрочки, обязательность полного предварительного исполнения своих обязательств до предъявления требования в компетентный орган (например, покупатель должен полностью оплатить товар для того, чтобы у него возникло право на предъявление требования об убытках в связи с ненадлежащим качеством поставленного товара));

  • выбор компетентного органа для рассмотрения спора, обращение в который для более слабой стороны будет затруднительным (например, в силу высоких расходов);

  • создание условий, направленных на ограничение передачи прав более слабой стороны по договору международной купли-продажи для того, чтобы она не смогла уступить эти права лицу, обладающему ресурсами для преследования нарушившей договор стороны.