Центробанк сохранил прогноз на 2020 г., МЭР повысил оценки перспектив российской экономики

| статьи | печать

Внешний спрос на товары российского экспорта, по оценке экспертов ЦБ, будет сдерживать динамика мировой экономики, а влияние новых госрасходов на внутренний рынок еще предстоит уточнить после внесения поправок в бюджет. Поэтому Банк России оставил прогноз экономического прироста на 2020 г. неизменным — в интервале от 1,5 до 2%. Больше уверено в ускорении роста Минэкономразвития, которое повысило прогноз темпов ВВП с 1,7 до 1,9%, и Минфин, спланировавший увеличение бюджетных доходов.

В февральском докладе о денежно-кредитной политике (ДКП) Банк России сохранил свои оценки темпов роста мировой экономики, данные в декабре 2019 г., несмотря на то, что риски, связанные с торговыми спорами, несколько снизились. По мнению аналитиков ЦБ, сохраняется неопределенность относительно хода исполнения подписанного в январе между США и Китаем торгового соглашения, а также перспектив разрешения остающихся торговых противоречий между двумя странами (в рамках второго этапа переговоров). Это будет оказывать негативное влияние на деловые, инвестиционные и потребительские настроения в мире в 2020 г. и в дальнейшем.

Дополнительным фактором неопределенности для роста глобальной экономики в ближайшие кварталы на горизонте 2020 г. является дальнейшее развитие ситуации с распространением коронавируса.

«Что касается внешних условий, здесь произошли некоторые сдвиги. Но наша оценка их суммарного влияния в целом не изменилась», — отметила председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина. В отношении цен на нефть Банк России, как и ранее, исходит из предпосылки о постепенном снижении котировок марки Urals до 50 долл. за баррель к началу 2021 г. и их сохранении вблизи этого уровня в дальнейшем. С учетом этого ЦБ закладывает в базовый сценарий среднегодовую цену на нефть в 2020 г. на уровне 55 долл. за баррель, а в 2021—2022 гг. — 50 долл. за баррель.

Драйвер роста — бюджетные расходы

В базовом сценарии Банк России по-прежнему прогнозирует, что в 2020 г. темп прироста ВВП составит 1,5—2,0%. В части структуры роста ВВП, как и предполагалось в декабрьском докладе о ДКП, основной вклад в увеличение темпов роста экономики внесет повышение государственных инвестиционных расходов, обусловленное переходом к активной фазе реализации национальных проектов. В этих условиях годовой темп прироста валового накопления основного капитала составит 3,5—4,5%.

Это, в свою очередь, отразится на динамике физического объема импорта, годовой темп прироста которого сложится в пределах 3,0—3,5%.

Росту экономики в 2020 г. будет также способствовать некоторое оживление потребительского спроса на фоне улучшения динамики доходов населения, в том числе за счет роста реальных заработных плат (как в частном, так и в бюджетном секторе). Это проявится в росте расходов на конечное потребление домашних хозяйств на 2,0—2,5%.

В 2021 г. прирост российской экономики ускорится до 1,5—2,5%, а в 2022 г. — увеличится до 2,0—3,0%. В первую очередь этому будет способствовать постепенное накопление положительного эффекта от запланированных мер бюджетной политики и национальных проектов при их успешной реализации.

С учетом принятого в феврале решения ключевая ставка достигла нижней границы оцениваемого Центробанком диапазона значений нейтральной ставки: 2—3% годовых в реальном выражении, 6—7% годовых — в номинальном выражении.

«Ключевая ставка находится на нижней границе оцененного нами диапазона нейтральности. Эти границы — ни верхняя, ни нижняя — никоим образом не задают пределы для возможного движения ключевой ставки вверх или вниз, — подчеркнула Э. Набиуллина. — Если этого будет требовать наша оценка инфляции и экономической ситуации, ключевая ставка может находиться меньше нижней границы нейтрального диапазона. Это будет означать мягкую денежно-кредитную политику. Точно так же, когда инфляция заметно отклонялась вверх от 4%, мы длительное время сохраняли ключевую ставку выше верхней границы этого нейтрального диапазона. Мы допускаем возможность снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях, если сочтем это необходимым для возвращения инфляции к цели — вблизи 4%».

Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.

Кредитная активность в 2020—2022 гг. в целом продолжит увеличиваться темпами, соответствующими повышению платежеспособного спроса и не создающими рисков для ценовой стабильности. Долговая нагрузка экономики будет плавно расти, формируясь на уровнях, не создающих угроз для финансовой стабильности.

Меры соцподдержки стимулируют спрос

Минэкономразвития в отличие от Центробанка повысило свой прогноз экономического роста после принятия решения руководством страны решения об увеличении бюджетных расходов на социально-демографические цели.

«Дополнительные меры социальной поддержки, обозначенные в послании президента страны, окажут влияние на прогноз социально-экономического развития в текущем году, — отметил глава Минфина Антон Силуанов на заседании правительства. — Соответственно, увеличится динамика реальных располагаемых доходов населения по сравнению с той траекторией, которая была учтена в начальном прогнозе. Пересмотрен и повышен прогноз потребительского спроса. В этой связи, учитывая оценку воздействия на экономику, был пересчитан прогноз темпов роста экономического развития в текущем году с 1,7 до 1,9% в год».

Уточненный прогноз социально-экономического развития, естественно, повлиял и на изменение доходов федерального бюджета. «Мы пересмотрели доходы в сторону увеличения и в текущем году предусматриваем рост по сравнению с цифрами, учтенными в бюджете, на 214 млрд руб., — сообщил г-н Силуанов. — В последующие годы рост составит 645 и 755 млрд руб. соответственно. В первую очередь это рост за счет ненефтегазовых доходов, рост за счет дополнительных поступлений налогов и таможенных платежей, в том числе и увеличения, связанного с ростом собираемости доходов, которые учтены на предстоящую трехлетку».

Кроме того, по словам А. Силуанова, важно также учитывать законопроект, предполагающий приобретение пакета акций Сберегательного банка у Банка России: «Действительно, мы направляем на это мероприятие средства Фонда национального благосостояния, которые превышают тот семипроцентный уровень, сверх которого мы имеем возможность инвестировать средства... Эта инвестиция позволяет нам за счет прибыли, которую мы получим от Центрального банка, дополнительно получить средства в федеральный бюджет и использовать их на те задачи, которые поставлены были в послании президента».