Минприроды отказало золотодобытчикам в устранении законодательных противоречий

| статьи | печать

Министерство природных ресурсов и экологии РФ дало официальный ответ на обращение Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Бориса Титова по поводу проблем золотодобывающей отрасли с так называемыми «особо защитными участками леса» (ОЗУ). В соответствующем письме, поступившем в аппарат бизнес-омбудсмена за подписью и.о. министра природных ресурсов и экологии Светланы Радченко, ведомство не поддержало предложение закрепить необходимость внесения данных об ОЗУ в раздел об обременениях в конкурсной документации аукционов.

Ранее бизнес-омбудсмен направил обращение министру природных ресурсов с рядом предложений по урегулированию ситуации в золотодобывающей отрасли на законодательном уровне. В письме говорилось, что предприниматели золотодобывающей отрасли несут убытки из-за противоречий в законодательных актах.

Предприятиям грозит заморозка

Дело в том, что сегодня золотодобывающие предприятия покупают на аукционах лицензию на добычу полезных ископаемых — стоимостью от нескольких десятков до сотен миллионов рублей. И только после, на стадии заключения договора на аренду участков, узнают: часть территории, на которую они выкупили лицензию, относится к категории «особо защитные участки леса» (ОЗУ).

Лесной кодекс РФ разрешает освоение таких участков, а вот распоряжение Правительства РФ № 849-р — запрещает. Согласно распоряжению, предприниматели не могут разместить на таких участках карьеры, отвалы, промплощадки — все то, что необходимо при золотодобыче. Предприниматели, которые решают следовать Лесному кодексу и все же ведут золотодобычу на таких участках, подвергаются уголовному преследованию.

«Налицо законодательное противоречие, которое реально угрожает не только развитию золотодобывающей отрасли, но в принципе может приостановить деятельность таких предприятий. А это уже не только снижение налоговых поступлений, но и безработица, ведь это в большинстве градообразующие предприятия Забайкалья, Бурятии, Ханты-Мансийского округа», — заявил Б. Титов. По его словам, предприятия несут убытки, поскольку не могут осваивать месторождения на особо защитных участках согласно одному подзаконному акту. Начнут добывать — грозит уголовное преследование, не начнут — получат штраф за невыполнение лицензионных условий.

Бизнес-омбудсмен предложил министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрию Кобылкину инициировать изменения в законодательстве, направленные на устранение проблем золотодобывающих предприятий. «Обязательно нужно информировать участников аукционов о наличии особых участков на территориях, предлагаемых для освоения и выкупа лицензии. Неправильно отдавать предприятиям „кота в мешке“. И — законодательно снизить барьеры по освоению таких участков. То есть убрать противоречие между Лесным кодексом, который разрешает, и распоряжением правительства, которое запрещает», — говорилось в письме министру.

Ведомство готово к диалогу

Минприроды не согласилось с предложением уполномоченного нормативно закрепить необходимость внесения данных об ОЗУ в раздел об обременениях в конкурсной документации аукционов. «Определить точные границы горного или геологического отвода, конкретные границы земельных участков можно только после предоставления права пользования и разработки проектной документации», — говорится в ответе министерства.

Позицию министерства прокомментировала Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае Виктория Бессонова. Она напомнила, что действующим законодательством о недрах предусмотрен механизм предварительного (еще до проведения аукциона) определения границ особо охраняемых природных территорий. Указанный механизм в полном объеме применим и для определения границ ОЗУ.

Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами, утвержденный приказом Минприроды России от 10 ноября 2016 г. № 583, предусматривает обязанность направления запросов Роснедр в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий в границах участка недр. «И это не повлечет увеличения сроков лицензирования, поскольку запрос на выявление особо охраняемых природных территорий и ОЗУ может быть направлен в рамках одного документа», — подчеркнула В. Бессонова.

Минприроды в своем ответе признает, что было бы целесообразно создать механизм информационного взаимодействия Роснедр и его территориальных органов с Рослесхозом — для обмена о наличии защитных лесов (в которых выделяются особо защитные участки лесов) в границах формируемых участков недр. В ведомстве уточнили, что данный механизм до 2023 г. должен появиться в рамках работы по приведению в соответствие сведений государственного лесного реестра и сведений ЕГРН. Однако, по мнению представителей бизнеса, указанная работа направлена на определение границ лесничеств и никак не затрагивает границы ОЗУ.

Решение проблемы золотодобытчиков Министерству природы и экологии, как и прежде, видится либо в переводе земель лесного фонда в другие категории, либо в изменении границ ОЗУ. «Содержащееся в информации предложение об изменении границ ОЗУ считаем пока малореализуемым, особенно в тех случаях, когда ОЗУ составляет значительную площадь соответствующего участка, — пишет В. Бессонова. — Как показывает практика Забайкальского края, площадь ОЗУ на отдельных лицензионных участках может достигать 100% участка».

Она полагает, что предложение о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, в свою очередь, не соответствует требованиям законодательства в части защитных лесов. Между тем большая часть ОЗУ находится именно в защитных лесах. Минприроды в своем ответе указывает на то, что предоставление лесных участков в ОЗУ возможно, но без размещения на этих участках объектов инфраструктуры, связанных с недропользованием. Но без объектов инфраструктуры добывать на участке полезные ископаемые сложно.

Несмотря на продолжающееся расхождение в позициях, региональный бизнес-омбудсмен планирует донести свои идеи в рамках вновь создаваемого при Министерстве природных ресурсов Забайкальского края Совета недропользователей, а также рабочей группе при Минприроды России. Для Забайкальского края этот вопрос особенно актуален, так как расширение ресурсного потенциала, в том числе по золоту — ключ к раскрытию экономики края.

В Забайкальском крае 275 предприятий имеют лицензию на добычу золота. 82 из них — градообразующие. За период 2016—2019 гг. объем добытого золота составил 61 480 кг. При этом 54% лицензий на разработку месторождений включают «особо защитные участки», где вести работы нельзя: 154 из 283 лицензий. Между тем законодательные противоречия затрудняют работу золотодобывающих предприятий и в других регионах. В частности, наличие соответствующей проблемы Б. Титову подтвердили Республика Бурятия, Пермский край, Московская область, Свердловская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

К сведению

Механизм добычи попутных полезных ископаемых откорректируют

Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона № 781847-7 «О внесении изменений в Закон РФ „О недрах“ в части совершенствования добычи попутных полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья». Документ разработан для обеспечения комплексного рационального использования недр в отношении попутных полезных ископаемых и попутных компонентов.

Напомним, в соответствии с Законом РФ «О недрах» пользователь недр имеет право использовать добытое минеральное сырье только в соответствии с лицензией на пользование недрами и, соответственно, целевым назначением такой лицензии. В случае открытия в процессе геологоразведочных работ нового вида попутного полезного ископаемого или попутного компонента, не указанных в лицензии, пользователь недр в отношении них не будет иметь прав на дальнейшее использование и реализацию.

В результате государство недополучает прирост запасов, прежде всего в отношении драгоценных (золото, серебро, металлы платиновой группы), цветных (вольфрам, молибден, олово и др.) и редких металлов (литий, скандий, германий, рений, редкоземельные металлы и др.), нерудных полезных ископаемых, которые зачастую сопутствуют другим видам полезных ископаемых. Компании теряют дополнительную прибыль от возможной реализации попутных полезных ископаемых и попутных компонентов, государство недополучает соответствующие налоговые поступления.

Ранее Федеральным законом от 3 июня 2016 г. № 279-ФЗ «О внесении изменений в Закон „О недрах“» был предусмотрен пилотный механизм включения в лицензии на пользование недрами права добычи попутных полезных ископаемых исключительно для государственных компаний. С учетом положительной практики реализации указанного механизма, проектом предлагается распространить данный подход на всех пользователей недр.

Кроме того, законопроект предусматривает возможность для недропользователей, ведущих разведку и добычу углеводородного сырья, осуществлять добычу полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, извлекаемых при разработке нефтегазовых месторождений. Это позволит нефтегазовым компаниям оперативно организовать извлечение полезных компонентов (прежде всего лития, йода, бора) из попутных вод при добыче углеводородного сырья, подлежащих обратной закачке в пласт.

Авторы поправок считают, что предлагаемые меры поспособствуют решению задач создания в РФ импортозамещающих производств лития, йода, бора и других попутных компонентов.