Налоговый мониторинг будет усовершенствован

| статьи | печать

Правительство РФ распоряжением от 21.02.2020 № 381-р утвердило Концепцию развития и функционирования в России системы налогового мониторинга. Давайте посмотрим, как будет модернизирована данная форма налогового контроля.

Налоговый мониторинг действует уже четыре года. Он представляет собой онлайн-взаимодействие между инспекторами и налогоплательщиками путем предоставления налоговикам доступа к информационным системам организации, ее бухгалтерской и налоговой отчетности. Это дает возможность налоговикам контролировать операции в режиме реального времени, оперативно выявлять налоговые риски, а компаниям — быстро получать позицию налогового органа по налогообложению операций.

По информации ФНС России, размещенной на ее официальном сайте, в прошлом году налоговые органы приняли решение о проведении налогового мониторинга в отношении 52 новых компаний. За четыре года проекта количество участников выросло с 7 до 95, то есть в 14 раз. В этом году налоговики ожидают значительного роста количества участников налогового мониторинга. По их оценкам, будет более 200 компаний.

Концепцией предусмотрено расширение круга налогоплательщиков, которые могут обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга. Для этого, в частности, предлагается установить, что налогоплательщик должен соответствовать не всем, а хотя бы одному из условий, предусмотренных п. 3 ст. 105.26 НК РФ.

Кроме этого, планируется поэтапное снижение суммовых значений условий, установленных п. 3 ст. 105.26 НК РФ, соблюдение которых сейчас обязательно для принятия решения о проведении налогового мониторинга, в том числе:

  • снижение совокупной суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, до уровня не более 100 млн руб. (сейчас — не менее 300 млн руб.);

  • снижение суммарного объема полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации до уровня не более 1 млрд руб. (сейчас — не менее 3 млрд руб.);

  • снижение совокупной стоимости активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря до уровня не более 1 млрд руб. (сейчас — не менее 3 млрд руб.).

Также предлагается отказаться от проведения налоговых проверок и сократить сроки налогового контроля. В частности, проверка декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению, уточненной декларации будет проводиться непосредственно в рамках налогового мониторинга.

Переход на качественно новый уровень обработки документов (информации) будет происходить в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Будут разработаны и утверждены требования по идентификации участников налогового мониторинга, в том числе с применением методов криптографической аутентификации и иных технологий идентификации, с учетом создания правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия в части расширения возможностей и способов идентификации, а также создания платформы идентификации, включая биометрическую идентификацию, облачную квалифицированную электронную подпись, цифровые профили гражданина и юридического лица.

Помимо этого появятся:

  • требования к информационным системам плательщиков;

  • порядок подтверждения целостности, полноты, корректности и достоверности документов (информации), содержащихся в информационных системах плательщиков;

  • форматы документов (информации), содержащихся в информационных системах плательщиков.

По мнению разработчиков Концепции, реализация указанных мероприятий позволит обеспечить расширение перечня потенциальных участников налогового мониторинга:

  • к 2022 г. — до не менее 3879 плательщиков;

  • к 2024 г. — до не менее 7827 плательщиков.

Среди ожидаемых результатов:

  • увеличение количества плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, на уровне не ниже 20% в год;

  • снижение уровня неопределенности порядка налогообложения для плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг;

  • рост доли мотивированных мнений налоговых органов, составленных по запросам плательщиков в отношении планируемых сделок (операций) и направленных плательщикам без продления срока, установленного п. 5 ст. 105.30 НК РФ, в общем количестве мотивированных мнений налоговых органов, направленных по запросам плательщиков.