Применение онлайн-касс не исключает контрольные закупки

| статьи | печать

ФНС России рассказала о праве налоговых органов контролировать соблюдение компаниями законодательства о ККТ в месте установки кассовой техники и о том, может ли инспектор лично проводить контрольную закупку (письмо от 28.02.2020 № АБ-18-20/222@).

Проверка в месте установки ККТ законна

Контрольно-кассовая техника, которую обязаны использовать организации и предприниматели при проведении расчетов, должна обеспечивать возможность передачи фискальных данных в налоговые органы сразу после их записи в фискальный накопитель (ст. 1.1, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», далее — Закон о ККТ). Таким образом, информация о расчетах сразу поступает налоговикам, и они фактически непрерывно контролируют применение компаниями ККТ.

Из положений п. 5 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) следует, что запрещены несколько проверок исполнения одних и тех же обязательных требований законодательства. Возникает вопрос: вправе ли налоговики проводить выездные проверки применения ККТ, если контроль за использованием кассовой техники ведется ими в режиме реального времени?

Виды государственного контроля, при которых не применяются положения Закона № 294-ФЗ, перечислены в п. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ. Среди них — контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере и налоговый контроль. Специалисты ФНС России разъяснили, что контроль и надзор за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований законодательства о применении ККТ имеют финансовую и налоговую составляющую. Поэтому соответствующие проверки можно отнести к контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Данная позиция поддержана Генеральной прокуратурой РФ (письма от 25.06.2009 № 73/3-133-2009 и от 24.11.2011 № 73/3-319-2011).

Из сказанного налоговиками следует, что на проверки применения ККТ положения Закона № 294-ФЗ не распространяются. И инспекция вправе проводить проверку в месте установки онлайн-кассы.

Контрольная закупка

Налоговые органы ведут контроль и надзор за соблюдением требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», ст. 7 Закона о ККТ и п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506.

Согласно п. 2 ст. 7 Закона о ККТ налоговики проводят проверки применения ККТ, а также проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, подтверждающих факт расчета. Такие проверки могут происходить в том числе путем контрольных закупок.

В комментируемом письме специалисты ФНС России отметили, что при проведении проверок налоговые органы руководствуются не только Законом о ККТ, но и положениями Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17.10.2011 № 132н (далее — Регламент), который в настоящее время не отменен и действует в части, не противоречащей Закону о ККТ. А согласно подп. 4 п. 7 Регламента специалисты инспекции имеют право, в частности, проводить проверки выдачи проверяемыми компаниями кассовых чеков.

Суды подтверждают, что инспектор может лично произвести контрольную закупку. Так, в споре, рассмотренном АС Уральского округа в постановлении от 29.11.2019 по делу № А76-1426/2019, бизнесмен указывал на отсутствие права у инспектора налогового органа приобретать и оплачивать товар. По его мнению, проверку выдачи чека должен производить покупатель, а не инспектор. Суд счел этот довод необоснованным. В Обзоре судебной практики № 2, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 26 июня 2015 г., сказано, что контроль за применением ККТ возложен на налоговые органы. К их компетенции, в частности, относится проведение проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями (продавцами) кассовых чеков. И действия сотрудника налогового органа, выразившиеся в совершении им как покупателем (клиентом) расчетов с продавцом, в рамках проводимой проверки (контрольной закупки) осуществляются в пределах предоставленных законом полномочий. Согласно п. 23 Регламента проверка выдачи кассовых чеков специалистами инспекции включает в себя приобретение товаров (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установление факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Таким образом, довод об отсутствии полномочий у инспектора налогового органа на приобретение и оплату товара при проведении проверки применения ККТ основан на неверном толковании норм материального права.