Возмещение судебных расходов налогового органа, который не являлся стороной по делу

| статьи | печать

Налоговая инспекция и вышестоящий налоговый орган относятся к единой системе контроля за соблюдением налогового законодательства. Поэтому проигравшая суд компания обязана возместить судебные расходы представителя управления ФНС по субъекту РФ, даже если управление не являлось стороной по делу (Определение Верховного суда РФ от 28.01.2020 № 309-ЭС19-79).

Суть дела

Компания проиграла налоговой инспекции спор в суде. Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с компании судебных расходов, понесенных при рассмотрении дела в апелляционной инстанции. Эти расходы были вызваны поездкой представителя управления ФНС по субъекту РФ, представлявшего интересы инспекции в суде. Инспекция представила авансовый отчет и документы, подтверждающие проезд представителя управления и его проживание в гостинице.

Решение судов

Суд первой инстанции отказал инспекции в удовлетворении ее требований. Он указал, что предъявленные к взысканию расходы на проезд и проживание представителя управления фактически понесены не инспекцией, а управлением, которое лицом, участвующим в деле, не является. Факт несения расходов именно инспекцией, как стороной спора, документально не подтвержден.

Суды апелляционной и кассационной инстанций с таким подходом не согласились.

Пунктом 1 ст. 30 НК РФ установлено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Она состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов (ст. 2 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).

Согласно п. 10 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Таким образом, при рассмотрении вопроса о взыскании судебных расходов в пользу налогового органа, чьи интересы в суде представляли специалисты управления ФНС субъекта РФ в соответствии с приказом ФНС России от 14.11.2016 № ММБ-7-18/560@ «Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах», следует исходить из того, что налоговая инспекция и ее вышестоящий орган входят в единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, финансируемую из средств федерального бюджета. Соответственно, судебные расходы в виде оплаты проезда и проживания сотрудника управления ФНС по субъекту РФ подлежат взысканию с проигравшего дело налогоплательщика по заявлению инспекции либо вышестоящего налогового органа в порядке главы 9 АПК РФ. Поскольку в рассматриваемом случае факт несения таких расходов, а также их взаимосвязь с рассмотрением настоящего дела документально подтверждены и компанией не оспорены, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления инспекции.

Судья Верховного суда РФ с выводами апелляции и кассации согласился.