Если антимонопольный орган оштрафовал компанию не по той статье, суд не должен отменять его постановление полностью

| статьи | печать

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение ВС РФ от 17.03.2020 № 310-ЭС19-21527 по делу № А36-3763/2019

Заявитель

ООО «Гамма»

Ответчик

Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области

При неправильной квалификации правонарушения суд вправе признать постановление незаконным лишь в части, превышающей размер штрафа, исчисленного по надлежащему положению КоАП РФ.

Суть дела

В 2016 г. местная администрация заключила с ООО «ВОРОНЕЖПРОЕКТ» договор, по которому компания разработала единую проектно-сметную документацию на проведение работ по капитальному ремонту площади на 19,8 млн руб. Позже, в 2017 г., администрация заключила 183 договора (стоимостью до 100 000 руб. каждый) с другими подрядчиками на общую сумму 16,8 млн руб. Предметом каждого из договоров являлись работы по тому же объекту.

Антимонопольный орган провел проверку и оштрафовал одного из подрядчиков (ООО «Гамма») за нарушение п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Нарушение выражалось в достижении и реализации соглашения об уклонении от исполнения требований законодательства о проведении торгов и заключении договоров на выполнение работ по объекту в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством, что ограничивает доступ на рынок подрядных работ.

ФАС России составила в отношении ООО «Гамма» протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ, и приняла постановление о наложении штрафа в размере 100 000 руб.

В силу ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ (введенной Федеральным законом от 17.04.2017 № 74-ФЗ, вступившим в силу 28.04.2017) заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения либо участие в нем влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц — от 1/100 до 5/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 000 руб., а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), — от 2/1000 до 2/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 50 000 руб.

Позиции судов

Суд первой инстанции отказался признать незаконным постановление антимонопольного органа. Однако апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции. Она пришла к выводу, что в соответствии с изменениями, внесенными в КоАП РФ Федеральным законом от 17.04.2017 № 74-ФЗ и вступившими в силу с 28.04.2017, действия ООО «Гамма» подпадают под ч. 6 ст. 14.32 КоАП РФ, что улучшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности. Апелляционный суд решил, что оспоренное постановление антимонопольного органа содержит неправильную квалификацию правонарушения и подлежит признанию незаконным и отмене. Антимонопольный орган не согласился и подал жалобу в ВС РФ. Он указал, что даже если правонарушение было неправильно квалифицировано, это не повод для полной отмены постановления. Суду следовало признать постановление антимонопольного органа незаконным в части штрафа, превышающего размер, установленный в ч. 6 ст. 14.32 КоАП РФ.

Позиция ВС РФ

СКЭС ВС РФ отменила судебные акты судов первой и апелляционной инстанций. Она признала, что антимонопольный орган неправильно квалифицировал правонарушение, но это не значит, что нужно было отменить его постановление в полном объеме. Дело направлено на новое рассмотрение.

Часть 6 ст. 14.32 КоАП РФ (также введенная Федеральным законом от 17.04.2017 № 74-ФЗ, вступившим в силу 28.04.2017) предусматривает наказание за осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством согласованных действий. При этом в ней предусмотрены наказания, которые легче, чем в ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ.

Чтобы понять, в чем разница между ч. 4 и 6 ст. 14.32 КоАП РФ в новой редакции, ВС РФ проанализировал законопроект № 52643-7, впоследствии принятый в виде Федерального закона от 17.04.2017 № 74-ФЗ. ВС РФ указал, что в ходе законодательного процесса этот проект не получил принципиальных изменений применительно к коррекции ст. 14.32 КоАП РФ. В данной части возможен анализ в том числе пояснительной записки к нему. В ней было сказано, что для пресечения картелей меры административной ответственности должны быть усилены. В то же время для пресечения иных антиконкурентных соглашений они либо достаточны, либо могут быть снижены.

Так, законопроектом предлагалось установить в отдельных частях ст. 14.32 КоАП РФ уменьшение размера административной ответственности за различные антиконкурентные соглашения и согласованные действия по мере снижения их общественной опасности.

Ранее действовавшая редакция ст. 14.32 КоАП РФ предусматривала три части, а вследствие принятия Федерального закона от 17.04.2017 № 74-ФЗ имела место дифференциация составов правонарушений и применяемых санкций. Так, ч. 4 и 6 новой редакции указанной статьи представляют собой уточнение положений предшествовавшей редакции ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ.

В соответствии с редакцией ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, действовавшей до 28.04.2017, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 1/100 до 15/100 размера суммы выручки и т.д. То есть раньше штрафы за такое же правонарушение были выше.

ВС РФ указал, что позиция суда апелляционной инстанции, в соответствии с которой постановление антимонопольного органа содержит неправильную квалификацию правонарушения и подлежит признанию незаконным и отмене в полном объеме, не может быть поддержана.

В соответствии с правовыми позициями ВС РФ, изложенными в Определении от 28.03.2018 № 305-АД17-18495 (процитировано в Обзоре ВС РФ № 3 (2018), утвержденном Президиумом ВС РФ 14.11.2018), а также в п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в подобной ситуации не имеется оснований для полного признания постановления административного органа незаконным. Оно подлежит признанию таковым лишь в части, превышающей размер штрафа, исчисленного по надлежащему положению КоАП РФ.