Правительство скорректировало меры по обеспечению устойчивого развития экономики

| статьи | печать

Постановлением от 24.04.2020 № 570 Правительство РФ внесло изменения в свое постановление от 02.04.2020 № 409 (далее — Постановление № 409). В частности, установлен порядок перечисления налогов, по которым были перенесены сроки уплаты, скорректированы правила предоставления отсрочки (рассрочки) по налогам. Поправки вступили в силу 24 апреля 2020 г.

Продление сроков уплаты налогов

В «ЭЖ-Бухгалтер», № 14, 2020, мы рассказывали, что Постановлением № 409 были продлены сроки уплаты налогов для организаций и ИП, занятых в пострадавших от распространения коронавируса отраслях и включенных по состоянию на 1 марта 2020 г. в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, для микропредприятий пострадавших отраслей был перенесен срок уплаты страховых взносов (в том числе на травматизм).

Теперь Правительство РФ распространило перенос срока уплаты страховых взносов (в том числе на травматизм) на все малые и средние предприятия пострадавших отраслей. Соответствующие изменения внесены в подп. «б» и «в» п. 1 Постановления № 409.

Кроме того, определено, как должны перечисляться в бюджет налоги и страховые взносы, срок уплаты которых был перенесен. В новом п. 1(1) Постановления № 409 сказано, что перечисление сумм налогов (авансовых платежей) и страховых взносов, по которым был перенесен срок уплаты, производится равными частями в размере 1/12 указанной суммы ежемесячно. Уплачивать каждую часть нужно не позже последнего числа, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступает перенесенный срок уплаты.

Устранение недочетов

Постановлением № 409 до 15 мая 2020 г. для всех компаний был продлен срок представления налоговой декларации по НДС за I квартал 2020 г.

Декларацию по НДС подают не только налогоплательщики, но и лица, не являющиеся налогоплательщиками данного налога. Такая обязанность появляется, в частности, при выставлении (получении) счетов-фактур в рамках посреднической деятельности, договора транспортной экспедиции (когда вознаграждение по договору учитывается в доходах), а также при выполнении функций застройщика (п. 5 ст. 174 НК РФ). Данные лица помимо декларации обязаны представлять в налоговый орган журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 5.2 ст. 174 НК РФ). Однако срок сдачи журнала Постановлением № 409 перенесен не был.

Теперь этот пробел устранен. Согласно новой редакции п. 3 Постановления № 409 до 15 мая 2020 г. продлен срок представления не только налоговых деклараций по НДС за I квартал 2020 г., но и журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, сдаваемых налоговикам в соответствии с п. 5.2 ст. 174 НК РФ.

Еще одно упущение касается приостановления течения сроков при проведении проверок. Абзацами 2 и 3 п. 4 Постановления № 409 до 31 мая 2020 г. приостановлено вынесение решений о проведении выездных налоговых проверок и проведение уже назначенных выездных проверок соответственно. Между тем течение сроков, установленных НК РФ (в том числе сроков, предусмотренных ст. 100 и 101 НК РФ), было приостановлено только в отношении проверок, указанных в абз. 2 (то есть вновь назначаемых). В связи с этим в п. 4 Постановления № 409 внесено дополнение, что до 31 мая 2020 г. приостановлено течение сроков, установленных НК РФ в отношении проверок, указанных в абз. 2 и 3 этого пункта.

Изменения в правилах предоставления отсрочки (рассрочки)

Корректировки внесены и в утвержденные Постановлением № 409 Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов (далее — Правила).

Разделение получателей отсрочки (рассрочки) на группы

Из старой редакции п. 2 Правил следовало, что все заявители (компании и ИП из наиболее пострадавших отраслей, а также стратегические, системообразующие и градообразующие организации) могут получить отсрочку (рассрочку) по налогам (за исключением акцизов и НДПИ), авансовых платежей по налогам и страховых взносов.

В соответствии с новой редакцией п. 2 Правил отсрочка (рассрочка) по налогам (за исключением акцизов и НДПИ), авансовым платежам по таким налогам и страховым взносам полагается только тем компаниям и ИП из наиболее пострадавших отраслей, которые ведут виды деятельности из числа указанных в приложении к Правилам. Соответствующее приложение внесено в Правила комментируемым постановлением Правительства РФ. В нем приведено 19 кодов по ОКВЭД 2, относящихся к пострадавшим сферам деятельности.

Остальным компаниям и ИП из пострадавших отраслей, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям полагается отсрочка (рассрочка) только по налогам (за исключением НДС, акцизов, НДПИ, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья) и авансовым платежам по таким налогам.

Обратите внимание: указанные изменения не применяются к заявлениям на отсрочку (рассрочку), поданным до 24 апреля 2020 г. Это предусмотрено п. 2 постановления Правительства РФ от 24.04.2020 № 570. То есть если компания, занятая в пострадавшей сфере деятельности, не указанной в приложении к Правилам, подала заявление до 24 апреля 2020 г., она вправе получить отсрочку (рассрочку) по налогам, за исключением акцизов и НДПИ, а также авансовым платежам по таким налогам и страховым взносам.

Размер дохода для отсрочки (рассрочки)

В пункте 4 Правил теперь конкретизировано, как определяется размер доходов компаний на общей системе налогообложения для получения отсрочки (рассрочки). Напомним, что согласно п. 3 Правил отсрочка (рассрочка) предоставляется компании при наличии у нее одного из следующих показателей:

  • снижение доходов более чем на 10%;

  • снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) более чем на 10%;

  • снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым НДС по ставке 0%, более чем на 10%;

  • получение убытка по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль за отчетные периоды 2020 г. при условии, что за 2019 г. убыток отсутствовал.

В старой редакции п. 4 Правил было записано, что размер доходов определяется в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. В новой редакции этой нормы сказано, что для организаций на общей системе налогообложения размер доходов устанавливается на основании данных налоговой декларации по налогу на прибыль за соответствующий налоговый (отчетный) период.

Размер доходов от реализации товаров (работ, услуг) определяется на основании данных налоговой декларации по НДС за соответствующий налоговый период.

Кроме того, новой редакцией п. 4 Правил предусмотрено, что в заявлении, поданном во II квартале 2020 г., заинтересованное лицо вправе указать на необходимость его рассмотрения с учетом показателей п. 3 Правил за II квартал 2020 г. в пределах сумм, отраженных в представленных заинтересованным лицом декларациях и (или) расчетах.

Проверка данных в заявлении

Пункт 7 Правил дополнен новыми положениями, касающимися срока рассмотрения заявления и подтверждения данных о доходах, указанных в заявлении лицом, применяющим УСН.

Так, если заявление подано до представления в налоговый орган деклараций и (или) расчетов, в которых исчислены суммы налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, указанные в заявлении, либо до представления в налоговый орган деклараций и (или) расчетов, на основании данных которых устанавливается наличие права на отсрочку (рассрочку) в соответствии с п. 3 Правил, срок рассмотрения заявления исчисляется со дня представления всех необходимых деклараций и (или) расчетов.

Если заявление подано лицом, применяющим УСН, то показатели, предусмотренные п. 3 Правил, указываются им в заявлении без представления подтверждающих документов. Проверка указанных показателей за соответствующий квартал производится налоговым органом после представления налоговой декларации за 2020 г. на основании содержащихся в ней данных. А в соответствии с поправками, внесенными в п. 10 Правил, если по результатам такой проверки будет установлено несоответствие данных в заявлении условиям, предусмотренным Правилами, решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) отменяется с начислением пеней, начиная с установленного законодательством дня уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов.

Дата начала отсрочки (рассрочки)

В Правилах указано, на какой срок предоставляется отсрочка (рассрочка), но ничего не сказано о том, с какой даты этот срок исчисляется. Данный пробел устранен в новой редакции п. 9 Правил. В эту норму введено положение о том, что отсрочка (рассрочка) предоставляется с календарной даты, установленной соответствующими положениями Налогового кодекса, законодательства субъектов РФ, нормативных актов представительных органов муниципальных образований для исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов.