Падение реальных располагаемых доходов населения составит в 2020 г. от 8,2% до 12,1%

| статьи | печать

Аналитики Центра развития Высшей школы экономики представили свою оценку падения доходов населения во II квартале 2020 г. В своем обзоре ученые моделируют ситуацию с учетом новых данных в области занятости, зарплат и доходов, а также новых мер поддержки. Выводы не самые оптимистичные. Впрочем, авторы работы сразу оговариваются, что все мнения, высказанные в данном обозрении, отражают точку зрения авторов и могут не совпадать с официальной позицией НИУ ВШЭ.

По оценкам исследователей, во II квартале 2020 г. доходы населения могли бы снизиться до 78,2% от их уровня во II квартале 2019 г. Однако, полагают они, меры поддержки доходов населения, объявленные президентом и правительством до 11 мая 2020 г., могут уменьшить это падение на 2,2 п.п. Новые меры поддержки населения и бизнеса могут снизить падение доходов населения во II квартале 2020 г. еще на 1,6 п.п.

Официальные данные

На момент представления обзора (2 июня) Росстат еще не дал оценки заработной платы за апрель 2020 г. Последние опубликованные данные о заработной плате относятся к марту. Исследователи отмечают, что имеющиеся данные о доходах населения за I квартал 2020 г. представляют собой оценки, которые наверняка будут еще пересмотрены.

Число безработных по методологии МОТ, согласно Росстату, в апреле составляло 4,3 млн чел., зарегистрированных безработных — 1,3 млн чел. По официальным оценкам, на конец мая 2020 г. число зарегистрированных безработных достигло 1,9 млн человек.

Авторы обращают внимание на обновленный прогноз социально-экономического развития России на 2020 г. и период 2021—2023 гг., подготовленный Минэкономразвития, согласно которому реальные располагаемые доходы населения по итогам 2020 г. сократятся на 3,8%, после чего начнут расти: на 2,8% в 2021 г., на 2% в 2022 г. и на 2,6% в 2023 г. Во II квартале 2020 г. реальные располагаемые доходы населения снизятся на 6% с учетом антикризисных мер, без их учета падение было бы 7,5%. Уровень безработицы в РФ в 2020 г. вырастет до 5,7%. Со следующего года, как ожидают в министерстве, уровень безработицы начнет снижаться: в 2021 г. он составит 5,4%, в 2022 г. — 4,9%, в 2023 г. — 4,7%.

«Официальная оценка возможного падения реальных располагаемых доходов населения в 2020 г. даже скромнее, чем была глубина их снижения в 2016 г. (–4,5%), когда не было ни эпидемии коронавируса, ни ограничительных мер, включающих остановку части производств, ни такого падения цен на нефть, ни роста безработицы», — замечают по этому поводу ученые.

Неофициальные данные

Под такими данными авторы обзора имеют в виду, к примеру, результаты опроса общественного мнения населения России, проводимого НИУ ВШЭ. В конце мая 13,5% респондентов сообщили, что полностью лишились дохода, у 31,8% респондентов доходы значительно снизились, еще у 15,7% они снизились незначительно. На снижение доходов повлияли в том числе: потеря работы (9,8% респондентов), уход в неоплачиваемый и частично оплачиваемый отпуск (6,4 и 2,4% соответственно), переход на удаленную работу с частичным сохранением заработной платы (4,7%).

А по результатам репрезентативных опросов взрослого населения «ИнФОМ», в начале апреля 36% опрошенных отмечали ухудшение своего материального положения; за месяц их доля выросла на 7 п.п. и достигла в начале мая 43%. Основными причинами ухудшения материального положения были уменьшение доходов респондента или других членов семьи, а также потеря дохода, работы респондентом или кем-то из членов его семьи. Доля тех, кому уменьшили зарплату, другие выплаты, выросла за месяц с 9 до 16%, а тех, кому совсем перестали платить зарплату, — с 4 до 5%. Доля работающих, по результатам опросов «ИнФОМ», за этот же период снизилась с 44 до 40%. Сокращение занятости происходит в основном за счет работающих на частных предприятиях: доля занятых в этом секторе экономики упала с 27% в начале апреля до 22% в начале мая. Удельный вес называющих себя безработными вырос с 4 до 7%. Доля тех, у кого за последние две недели кто-то из окружающих, знакомых потерял работу, по сравнению с началом апреля увеличилась на 10 п.п. и составила 37% опрошенных. С 7 до 10% увеличилась доля отправленных в отпуск за свой счет.

«Вызывает опасение то, что 32% респондентов, работающих в государственных учреждениях или на предприятиях с госучастием, испытывают ухудшение материального положения семей, хотя, конечно, работники частных учреждений или НКО сообщают об этом существенно чаще (54%)».

Данные репрезентативного опроса взрослого населения России «Левада-центра» (некоммерческая организация выполняет функции иностранного агента) показывают такую же картину: 32% респондентов сообщают об уменьшении (урезании) заработных плат их и членов их семей (18% среди работников госсектора и 44% — не госсектора), 26% отмечают увольнения (сокращение кадров) (14% работников госсектора и 28% — не госсектора).

Причины ухудшения материального положения семей респондентов — работников госсектора требуют своего объяснения, подчеркивают авторы. Они выдвигают такие соображения: возможно, это связано в том числе и с тем, что снижаются выплаты работникам бюджетного сектора. Например, у преподавателей вузов может отмечаться снижение нагрузки за счет введения дистанционного обучения; при сокращении средств ОМС, переводимых в медицинские учреждения из-за сокращения количества пациентов в период ограничительных мер, медицинские учреждения могут испытывать недостаток средств для выплаты заработных плат; уменьшение притока средств за счет внебюджетных источников также может негативно влиять на выплаты работникам бюджетного сектора.

Бюджеты семей сегодня и завтра

Банки в апреле начали фиксировать сокращение зарплат среди своих клиентов на 3—10%. В частности, Сбербанк, доля которого на рынке зарплатных проектов составляет около 36%, отметил снижение фонда оплаты труда среди клиентов из микробизнеса на 12%, а из малого бизнеса — на 5%. По крупным компаниям снижение было небольшим, общее снижение ФОТ среди клиентов банка составило в апреле 3,8% в сравнении с февралем 2020 г.

По результатам опросов Центра стратегических разработок (ЦСР), за февраль — май 2020 г. у 58% респондентов уменьшился доход семьи, у 5% респондентов семья практически полностью лишилась дохода. Проблема снижения или потери дохода еще больше обострилась в тех семьях, члены которых получают неофициальную заработную плату, а также в тех, в составе которых имеются предприниматели: три четверти респондентов из этих групп отмечают, что доход их семей уменьшился. В мае по сравнению с мартом с 40 до 50% выросла доля респондентов, обеспокоенных риском снижения заработной платы, с 33 до 48% — риском потери работы, источников дохода.

Имеющиеся данные не дают поводов для оптимизма по развитию ситуации. Доля компаний, планирующих увольнения персонала, росла на протяжении всего апреля, стартовав с 32% и достигнув почти 80% опрошенных компаний. Майские праздники этот процесс затормозили, и доля предпринимателей, планирующих снижение численности персонала, снизилась до 59%. Оценки среднего уровня заработной платы, которую работодатели собираются выплачивать своим работникам, имели похожую динамику: в начале мая доля компаний, снижающих зарплаты, выросла до двух третей от общего числа опрошенных компаний (с одной трети в начале апреля).

70% компаний отмечают, что на них поддержка со стороны государства не распространяется. Примерно 10% компаний воспользовались хотя бы одной мерой поддержки, еще около 20% компаний обратились за поддержкой, но пока ее не получили. Восемь из десяти компаний говорят, что им нужна поддержка со стороны государства.

Меры поддержки населения и бизнеса

В мае 2020 г. президентом и правительством были объявлены новые меры поддержки населения и бизнеса. Суммарное финансирование мер составит во II квартале 2020 г. 250,3 млрд руб.

«Еще несколько новых мер не окажут влияния на доходы населения во II квартале 2020 г.», — замечают по этому поводу исследователи.

Авторы исследования пишут, что влияние «налогового капитала» в размере одного МРОТ самозанятым, за счет которого они смогут в этом году проводить налоговые платежи, не отвлекая собственные средства, а также численность и доходы самозанятых (и всего населения) пока оценить сложно. Дело в том, что непонятно число самозанятых, которое будет зарегистрировано в 2020 г. Пока, как отметил президент, в России зарегистрировано более 650 тыс. самозанятых. «Если исходить из этой численности, то финансирование предоставленной меры при полной востребованности налогового капитала потребует около 7,9 млрд руб. Однако отметим, что, для того чтобы полностью востребовать налоговый капитал в размере 1 МРОТ, самозанятый должен задекларировать в течение года доход в размере 242,6 тыс. руб. на чел., тогда как в 2019 г. задекларированный одним самозанятым доход составил около 58,8 тыс. руб. Налоговый капитал можно будет использовать в 2021 г.», — говорится в обзоре.

Вот что отмечают исследователи как очевидно важную и полезную меру. По их мнению, специальная кредитная программа поддержки занятости для предприятий в пострадавших отраслях, а также социально ориентированных НКО (один МРОТ на одного сотрудника в месяц исходя из шести месяцев с 1 июня 2020 г.), будет очень важна для доходов населения во 2-м полугодии, так как она позволит сохранить 7 млн рабочих мест, пусть даже и с минимальной заработной платой. Особое значение эта программа приобретает из-за возможности невозвращения кредита предприятиями при сохранении 90% занятости и возвращения половины суммы кредита при сохранении не менее 80% занятости. Размер финансирования этой программы может составить до 509,5 млрд руб., которые будут включены в доходы населения в виде заработной платы во 2-м полугодии 2020 г.

Ученые считают, что очень важной мерой может оказаться списание налогов и страховых взносов, за исключением НДС, для индивидуальных предпринимателей, компаний малого и среднего бизнеса в пострадавших отраслях и на социально ориентированных НКО за II квартал этого года.

«Сэкономленные ресурсы предприятия смогут направить на поддержание деятельности своих предприятий и занятости на них, на выплату хотя бы части заработных плат своим работникам. Однако следует отметить, что эта мера может быть реализована только теми организациями, в которых во II квартале 2020 г. была выручка и выплаты заработной платы, то есть теми, в которых ситуация была не очень сложной по сравнению с предприятиями, где выручки не было. Цена программы по списанию налогов и страховых взносов может составить около 300 млрд руб. Однако то, какая часть этих средств может войти в доходы населения во II квартале 2020 г., нуждается в дополнительном анализе», — говорится в обзоре.

Предварительные выводы

Оценки Института «Центр развития» НИУ ВШЭ показывают, что падение реальных располагаемых доходов населения может составить в 2020 г., в зависимости от сценария, 8,2—12,1% г/г. Предыдущая оценка доходов населения во II квартале 2020 г. была сделана на основе предположения, что во II квартале 12,5% потеряют работу и 12,5% будут получать 50% от прежнего заработка. Теперь эксперты пишут: «Статистические данные и результаты опросов, появившиеся после того, как была опубликована наша оценка, не показали улучшения ситуации с занятостью, доходами и зарплатами, скорее наоборот. Тем не менее сейчас мы оставим эту предпосылку неизменной».

По оценкам аналитиков, без принятия каких-либо антикризисных мер доходы населения могли бы составить во II квартале 2020 г. 78,2% от их уровня во II квартале 2019 г. Принятые до 11 мая 2020 г. меры поддержки повысят этот уровень на 2,2 п.п. Новые меры по поддержке населения и бизнеса, принятые в мае 2020 г., могут добавить к доходам населения во II квартале 2020 г. 250,3 млрд руб., что повысит их уровень еще на 1,6 п.п. «Возможно, новые мероприятия Общенационального плана восстановления экономики России, который только что разработан, позволят поправить ситуацию с доходами в последующие периоды», — говорится в завершение обзора.

Меры поддержки населения и бизнеса, принятые в мае 2020 г.

Мера

Размер поддержки, руб. на чел.

Численность получателей

Общая сумма финансирования во II квартале 2020 г., млрд руб.

Специальная федеральная доплата сотрудникам социальных учреждений (на три месяца с 15 апреля по 15 июля, средства начнут поступать работникам в июне)1

Врачам 40—60 тыс. руб. за смену;

соцработникам, педагогам и среднему медперсоналу 25—35 тыс. руб. за смену;

младшему медперсоналу 15—25 тыс. руб. за смену;

техническому персоналу 10—15 тыс. руб.2

Более 130 тыс. работников социальных учреждений

7,73

Повышение минимального размера пособия по уходу за первым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 3375 до 6751 руб.

3,4 тыс. руб. в мес.

255,5 тыс. семей с первым ребенком

1,74

5 тыс. руб. в мес. семьям, имеющим детей в возрасте до трех лет, но не имеющим права на материнский капитал в течение II квартала 2020 г.5

5 тыс. руб. в мес.

1,7 млн детей до трех лет в семьях, не имеющих права на материнский капитал6

25,0

Разовая выплата на ребенка с трех лет до наступления 16-летнего возраста с 1 июня текущего года

10 тыс. руб.

19,7 млн детей в возрасте 3–16 лет

197,2

Возврат самозанятым гражданам налога на доход, уплаченный в 2019 г., в полном объеме

Около 3 тыс. руб. в среднем на одного самозанятого единоразово

340 тыс. самозанятых в 2019 г., уплативших налоги на доход в 2019 г.

Более 1 млрд (если его успеют вернуть во II квартале 2020 г.)

Уравнивание (на три месяца с 1 мая 2020 г.) размера пособия по безработице для индивидуальных предпринимателей, вынужденных прекратить свою деятельность после 1 марта 2020 г., с максимальным размером пособия по безработице гражданам, уволенным после 1 марта 2020 г. (1 МРОТ)

10,6 тыс. руб. (повышение размера с 1,5 тыс. руб. до 12,1 тыс. руб.)

533,1 тыс. индивидуальных предпринимателей

11,3 млрд (за май и июнь)7

Увеличение минимальной величины пособия по безработице до 4,5 тыс. руб. на три месяца, период выплаты — с 1 мая 2020 г.

3 тыс. руб. на чел. в мес.

703,7 тыс. получателей пособия по безработице в минимальном размере

6,3 млрд8

1 Не облагается НДФЛ.

2 Более высокие выплаты тем, кто работал с заразившимися коронавирусной инфекцией.

3 Свыше 130 тыс. сотрудников соцучреждений смогут получить доплату за работу во время пандемии. URL: https://rosmintrud.ru/social/253.

4 За III—IV кварталы еще 3,5 млрд руб.

5 Напомним, что для семей с маленькими детьми, имеющими право на материнский капитал, эта мера была введена 25 марта 2020 г.

6 Дополнительные выплаты на детей до трех лет смогут получить почти 1,7 млн семей. URL: https://rosmintrud.ru/social/251.

7 На три месяца (май — июль) 17 млрд руб. См.: Совещание о ситуации на рынке труда. 27 мая 2020 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63419#sel=127:50:Uhj,157:7:ijU.

8 На три месяца (май — июль) 9,5 млрд руб.

Источник: данные Правительства РФ, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.