Подача уточненки за пределами трех лет

| статьи | печать

Компания нашла ошибку в расчете налога, допущенную более трех лет назад. Можно ли в этом случае подать уточненную декларацию? Ответ на этот вопрос дали специалисты УФНС России по г. Москве в письме от 22.05.2020 № 24-23/2/085439@.

бщий порядок расчета налоговой базы регулируется положениями ст. 54 НК РФ. В пункте 1 указанной нормы говорится, что организации рассчитывают налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Есть ошибка — будет и корректировка

Если компания обнаружила ошибку в расчете налоговой базы, относящуюся к прошлым периодам, то ее нужно исправить. Перерасчет делается за период, в котором были совершены ошибки. Но из этого правила есть два исключения. Ошибку можно исправить в периоде ее обнаружения в том случае, когда:

  • невозможно определить период совершения ошибки;

  • допущенные ошибки привели к излишней уплате налога.

Перерасчет налоговой базы прошлых периодов осуществляется путем подачи уточненной декларации. Это предусмотрено п. 1 ст. 81 НК РФ.

В приведенных нормах Кодекса ничего не говорится о том, что возможность корректировки налоговой базы и подачи уточненной декларации ограничена каким-либо сроком. На это обратили внимание и специалисты УФНС России по г. Москве в комментируемом письме.

Таким образом, организация имеет право подать уточненную декларацию в случае исправления ошибок, обнаруженных за пределами трех лет. Налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Но здесь нужно помнить, что если в результате пересчета образовалась переплата налога, то вернуть (зачесть) ее можно, только если со дня уплаты налога прошло не более трех лет. Это прямо предусмотрено п. 7 ст. 78 НК РФ.

Налоговый контроль уточненки

А будут ли налоговики проводить камеральную проверку уточненной декларации, поданной по истечении трехлетнего срока? В письме от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979 специалисты ФНС России пришли к выводу, что ограничений на проведение камеральной налоговой проверки уточненной декларации, в том числе представленной за пределами трех лет, нормы Налогового кодекса не содержат.

Аналогичный вывод содержится и в комментируемом письме. Московские налоговики отмечают, что праву налогоплательщика представить в налоговый орган уточненную декларацию корреспондирует обязанность налогового органа принять эту декларацию и в установленный срок провести камеральную проверку. Это следует из системного толкования ст. 80, 81 и 88 НК РФ.

Кроме того, специалисты московской налоговой службы обратили внимание на следующий момент. Раз налоговым законодательством предусмотрена возможность подачи уточненной декларации за период, который находится за пределами трех лет, то у налоговых органов появляется возможность провести выездную налоговую проверку за пределами указанного срока.

Напомним, что по общему правилу в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ). Аналогичное ограничение предусмотрено и для повторных выездных проверок (п. 10 ст. 89 НК РФ).

В комментируемом письме налоговики отметили, что в рассматриваемой ситуации может быть назначена повторная выездная проверка.

С приведенной позицией согласны специалисты ФНС России (письма от 25.07.2013 № АС-4-2/13622, от 03.09.2010 № АС-37-2/10613@) и Минфина России (письмо от 19.04.2013 № 03-02-07/1/13473).

Точку зрения чиновников разделяют и суды, причем на высшем уровне. Так, в Определении от 05.03.2015 № 305-КГ15-606 Верховный суд пришел к выводу, что возможность проведения проверки уточненной декларации за период, превышающий три календарных года, соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланса частных и публичных интересов. А в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09 высшие арбитры указали, что праву налогоплательщика на представление уточненной декларации должно корреспондировать и полномочие налогового органа на ее проверку.