Бухгалтерский учет расходов и мер государственной поддержки, связанных с коронавирусом

| статьи | печать

В условиях угрозы COVID-19 у компаний появились новые затраты, направленные на недопущение распространения данной инфекции. Кроме того, многие компании получили поддержку от государства в виде субсидий и освобождения от уплаты налогов. О том, как такие затраты и меры поддержки отражаются в бухгалтерском учете, Минфин России рассказал в информации № ПЗ-14/2020, размещенной на сайте ведомства 16 июля 2020 г. (далее — Информация).

Расходы по обычным видам деятельности

В пункте 1 Информации финансисты указали, что к расходам по обычным видам деятельности относятся затраты на оплату услуг по:

  • проведению тестирования работников на наличие коронавирусной инфекции и иммунитета к ней;

  • дезинфекции рабочих помещений;

  • обеспечению связи с сотрудниками, работающими удаленно;

  • доставке сотрудников, осуществляющих работу на своих рабочих местах, до места работы и обратно в период действия режима повышенной готовности.

Специалисты финансового ведомства объяснили это тем, что согласно Трудовому кодексу обеспечение безопасности и нормальных условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, является обязанностью работодателя. И поскольку вышеперечисленные затраты связаны с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, они признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Финансисты также отметили, что когда организация проводит защитные меры полностью или частично собственными силами (без привлечения сторонних лиц), указанные расходы также включаются в состав расходов по обычным видам деятельности.

Все вышесказанное означает, что рассматриваемые расходы накапливаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета (20, 25, 26, 44) и при определении финансовых результатов списываются в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж».

Прочие расходы

Возникшие в период пандемии затраты, не связанные с производственной деятельностью компании, признаются прочими расходами (п. 4 ПБУ 10/99). По мнению финансистов (п. 2 Информации), к их числу относятся:

  • заработная плата работникам за время нерабочих дней, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ, и соответствующие отчисления на социальные нужды;

  • оплата вынужденного простоя из-за приостановления деятельности организации в связи с коронавирусной инфекцией;

  • штрафы и выплаты по искам за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации;

  • расходы по несостоявшимся служебным командировкам работников организации (невозмещенная оплата проезда к месту командировки и обратно, бронирования гостиницы, услуг);

  • расходы, связанные с проведением мероприятий благотворительного характера, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции (перечисление денежных средств пострадавшим лицам; приобретение для медицинских учреждений специализированного оборудования и иного имущества для выявления и лечения коронавируса; обеспечение бесплатным питанием граждан старше 65 лет).

Такие расходы списываются в дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы».

Приобретение имущества и программ

Средства индивидуальной защиты (маски, перчатки, защитные очки, защитные экраны), санитарно-гигиенический инвентарь и приспособления (дозаторы для жидкого мыла, санитайзеры, бактерицидные лампы), медицинские изделия для диагностики и лечения (аптечки, тесты), дезинфицирующие средства учитываются как материальные запасы, если такие объекты по правилам бухучета не относятся к основным средствам (п. 3 Информации).

Медицинское и санитарно-гигиеническое оборудование, приборы, приспособления, соответствующие требованиям, перечисленным в п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», включаются в состав основных средств (п. 4 Информации). В противном случае они учитываются как материальные запасы.

При организации удаленной работы сотрудников в период пандемии компании несут расходы на приобретение (создание) соответствующих программ. Программные средства, удовлетворяющие условиям, указанным в п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», учитываются как нематериальные активы (п. 5 Информации). Отметим, что, если эти условия не выполняются, затраты на программы относятся к расходам по обычным видам деятельности, поскольку связаны с производственной деятельностью компании.

Субсидии

В целях частичной компенсации затрат компаний, ведущих деятельность в условиях распространения COVID-19, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, Правительство РФ постановлением от 24.04.2020 № 576 утвердило Правила предоставления в 2020 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства пострадавших отраслей экономики.

Финансисты разъяснили, что учет бюджетных субсидий коммерческими организациями производится в соответствии с ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (п. 6 Информации). Они указали, что бюджетные средства принимаются к бухгалтерскому учету по мере их фактического получения либо при наличии следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;

  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

Принятые к учету бюджетные средства отражаются как возникновение целевого финансирования (п. 6.1 Информации).

Списание бюджетных средств на финансирование текущих расходов производится в периоды признания соответствующих расходов. Субсидия, предоставленная на финансирование расходов, понесенных компанией в прошлых отчетных периодах, относится на увеличение финансового результата организации. Если на момент получения бюджетных средств часть расходов еще не производилась, то неиспользованная сумма бюджетных средств учитывается на счете 86 «Целевое финансирование» до осуществления соответствующих расходов (п. 6.2 Информации).

Субсидия, которая используется для финансирования капитальных затрат, при вводе в эксплуатацию созданных (приобретенных) с ее помощью внеоборотных активов списывается со счета 86 «Целевое финансирование» на счет 98 «Доходы будущих периодов». В последующем она относится на финансовые результаты по мере начисления амортизации на протяжении срока полезного использования созданных (приобретенных) объектов (п. 6.3 Информации).

Освобождение от уплаты налогов

Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ ряд компаний были освобождены от исполнения обязанности по уплате налогов за II квартал 2020 г. Также для них установлены «нулевые» тарифы по страховым взносам за апрель, май и июнь 2020 г. Подробнее об этом см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 21, 2020.

Финансисты указали, что сумма, на которую организация освобождена от уплаты налога на прибыль за II квартал 2020 г., относится в уменьшение величины расхода по налогу на прибыль, признаваемого в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Аналогичные суммы по другим налогам и страховым взносам относятся в уменьшение соответствующих расходов, признаваемых в соответствии с ПБУ 10/99 (п. 7 Информации).

Рассмотрим, какие проводки нужно сделать компании.

Из положений п. 20—22 ПБУ 18/02 следует, что величина расхода по налогу на прибыль складывается из текущего налога на прибыль (берется из налоговой декларации) и отложенного налога на прибыль (определяется как изменение отложенных активов и обязательств). Расход по налогу на прибыль показывается по кредиту соответствующего субсчета к счету 68 в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки». Соответственно, при уменьшении данного расхода нужно сделать обратную проводку:

Дебет 68 (субсчет расчетов по налогу на прибыль) Кредит 99

  • сумма освобождения от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за II квартал 2020 г.

При освобождении от уплаты налогов и страховых взносов у компании возникает прочий доход (п. 2, 4 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Суммы расходов по уплате налогов отражаются по кредиту счета 68 (по соответствующим субсчетам), а по страховым взносам — по кредиту соответствующих субсчетов к счету 69.

Таким образом, при получении освобождения от уплаты других налогов и страховых взносов компания делает проводки:

Дебет 68 (соответствующий налогу субсчет) Кредит 91-1

  • сумма освобождения от уплаты налога;

Дебет 69 Кредит 91-1

  • сумма освобождения по страховым взносам.