Увольнение на основании заявления, переданного через WhatsApp

| статьи | печать

У работника не получится оспорить законность процедуры увольнения, если он направил фото заявления на увольнение своему руководителю через мобильный мессенджер. Шестой апелляционный суд общей юрисдикции в Определении от 14.05.2020 по делу № 88-10258/2020 признал такое увольнение правомерным.

Суть дела

Гражданин был принят на должность менеджера продаж в филиал компании. Придя на работу, он обнаружил, что в арендованном под офис помещении отсутствуют оргтехника, офисная мебель, в связи с чем выполнять условия трудового договора не представлялось возможным.

Работник обратился за разъяснением ситуации к руководителю филиала, но тот находился в отпуске и был не в курсе происходящего. Начальник отдела кадров сообщил, что по приезду руководителя из отпуска работник будет информирован о дальнейшей судьбе филиала и его трудового контракта.

Такая неопределенность не устроила работника. Он написал заявление на увольнение по собственному желанию и направил фото заявления через мобильный мессенджер WhatsApp руководителю филиала, который переслал его на телефон начальника отдела кадров. На основании этого заявления начальник отдела кадров издал приказ об увольнении по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по инициативе работника).

Работодатель направил работнику по почте приказ об увольнении и трудовую книжку. После получения этих документов работник решил, что его уволили незаконно, так как он не подавал заявление на увольнение в письменной форме. Кроме того, по его мнению, работодатель нарушил порядок увольнения — не ознакомил работника под роспись с соответствующим приказом. В связи с этим работник обратился в суд с требованиями:

  • восстановить его на работе;

  • взыскать с работодателя заработную плату за период вынужденного прогула, денежную компенсацию за задержку зарплаты, компенсацию морального вреда, сумму выходного пособия за два месяца в связи с ликвидацией обособленного подразделения;

  • обязать работодателя изменить формулировку записи об увольнении в трудовой книжке.

Решение арбитров

Районный суд встал на сторону работника. Однако апелляция не согласилась с решением нижестоящего суда и отказала работнику в удовлетворении его требований в полном объеме. По ее мнению, указание в заявлении конкретной даты увольнения и согласие работодателя расторгнуть трудовой договор с этой даты говорят о достижении сторонами соглашения об увольнении до истечения двухнедельного срока. После передачи заявления об увольнении работодателю от работника не поступило заявления о его отзыве.

Арбитры отметили, что юридически значимыми при разрешении спора являются обстоятельства, подтверждающие факт наличия или отсутствия волеизъявления работника на увольнение по собственному желанию. Расторжение трудового договора по ст. 80 ТК РФ является реализацией гарантированного работнику права на свободный выбор труда и не зависит от воли работодателя. Данная норма не содержит обстоятельств, по которым работодатель вправе отказать работнику в расторжении трудового договора.

Факт подачи работником заявления об увольнении по собственному желанию может быть подтвержден любыми допустимыми средствами доказывания. При их оценке необходимо учитывать не только само письменное заявление работника об увольнении, но и другие представленные по делу доказательства. В рассматриваемом деле таким доказательством стало заявление об увольнении, направленное на телефон руководителя филиала через мобильный мессенджер WhatsApp. Именно на его основании был издан приказ на увольнение работника.

Кроме того, из материалов дела следует, что после даты увольнения, указанной в приказе, работник на работу не выходил, что подтверждается табелями учета рабочего времени. Данное обстоятельство, а также то, что работник свое заявление не отзывал и с ним в день увольнения был произведен полный расчет, свидетельствует о намерении работника прекратить трудовые отношения с работодателем.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что увольнение было законным. Кассация с таким решением согласилась.