Реновация по всей России. Появился новый законопроект о комплексном развитии территорий

| статьи | печать

На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, в котором предлагаются поправки по поводу комплексного освоения территорий и программ реновации в регионах. В поправках предлагается наделить органы местного самоуправления полномочиями по сносу и реконструкции любых многоквартирных домов в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан. В качестве критериев определения границ территории комплексного развития предусмотрено, что земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной, должны занимать не менее 50% территории, в отношении которой принимается решение о ее комплексном развитии.

В Госдуму внесен законопроект № 1023225-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (опубликован на сайте Госдумы 18.09.2020). Инициаторы — члены Совета Федерации Н.А. Журавлев, О.В. Мельниченко, А.А. Шевченко, депутат Госдумы Е.С. Москвичев.

В нем предусмотрены поправки в ГрК РФ, ЖК РФ и другие законы. Речь идет о том, чтобы ввести единый механизм комплексного развития территорий с разными основаниями принятия решений для аварийного жилья, жилья, подлежащего сносу, реконструкции по адресным программам и для промышленных территорий. По сути, это предложение о введении программ реновации во всех регионах (по аналогии с Москвой). Хотя сам термин «реновация» разработчики проекта не использовали.

Комплексное развитие территории

ГрК РФ предлагается дополнить главой 10 о комплексном развитии территории. Оно будет осуществляться по решению Правительства РФ, органа госвласти субъекта РФ и органа местного самоуправления.

Критерием определения границ территорий комплексного развития будет являться то, что земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной, должны занимать не менее 50% территории, в отношении которой принимается решение о ее комплексном развитии. При этом в случае принятия решения о комплексном развитии территории в отношении промышленных зон в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома.

Деятельность по комплексному развитию территорий смогут осуществлять как сами органы власти субъектов РФ или местного самоуправления, так и победители аукциона на основании договора о комплексном развитии территории с этими органами. В качестве обязательного условия для участия в аукционе на право заключить договор о комплексном развитии территории предусмотрено наличие у участников аукциона опыта (не менее трех лет) участия в строительстве многоквартирных домов общей площадью не менее 5000 кв. м.

Разграничение полномочий

Законопроектом предусматривается следующее разграничение полномочий по принятию решений о комплексном развитии территории. Решение о комплексном развитии территории по предложениям органов государственной власти субъектов РФ вправе принять Правительство РФ. Для этих случаев Правительство РФ определит порядок принятия решений о комплексном развитии территории и порядок реализации такого решения.

Правом принятия решений о комплексном развитии территорий также предлагается наделить высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. При этом законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ полномочиями по принятию решений о комплексном развитии территорий могут быть наделены органы местного самоуправления. Порядок принятия решений о комплексном развитии территории по инициативе регионов и порядок реализации такого решения устанавливается законодательством субъектов РФ.

Программы реновации

Еще одно предложение — введение права органов власти составлять адресные программы по реконструкции и сносу любых многоквартирных домов в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан. Также возможны другие цели — предотвращение роста аварийного жилищного фонда на территории субъекта РФ, обеспечение развития жилых территорий и их благоустройства. По сути, речь идет о программах реновации, как в Москве. Если проект утвердят, то принимать решения по сносу и реконструкции смогут местные власти во всех регионах.

Жилищный кодекс предлагается дополнить ст. 48.2.

В ней указано, что в проект программы по сносу и реконструкции может быть включен только многоквартирный дом, собственники и наниматели жилых помещений в котором большинством в 2/3 от общего числа жилых помещений проголосовали за включение многоквартирного дома в проект программы сноса и реконструкции многоквартирных домов. Собственники вправе на любом этапе формирования программы и ее исполнения до дня утверждения проекта планировки территории, в отношении которой утверждена программа по сносу и реконструкции, провести общее собрание по вопросу принятия решения об исключении этого многоквартирного дома из проекта программы по сносу и реконструкции. Для принятия такого решения необходимо более 1/3 голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в этом многоквартирном доме.

Таким образом, при наличии 2/3 согласия дом могут включить в проект программы о сносе или реконструкции. Но можно отказаться, если найдется 1/3 голосов. Правда, в законопроекте не указано, как нужно считать эти голоса: по количеству собственников или по площади квартир.

В целях реализации программы по сносу и реконструкции органы государственной власти субъекта РФ будут вправе:

  1. определить содержание программ по сносу и реконструкции;

  2. утвердить порядок формирования и утверждения проекта программы по сносу и реконструкции;

  3. определить в пределах своих полномочий источники финансирования программы по сносу и реконструкции;

  4. утвердить на основании утвержденной программы по сносу и реконструкции проекты по сносу и реконструкции, содержащие перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу (реконструкции), информацию об этапах реализации проектов сноса и реконструкции (при наличии), а также сведения о мероприятиях по реализации таких проектов и примерных сроках их выполнения;

  5. утвердить форму и порядок выявления и учета мнения граждан при формировании и реализации программы по сносу и реконструкции;

  6. установить порядок и условия улучшения жилищных условий собственника жилого помещения в многоквартирном доме, включенного в программу по сносу и реконструкции, членам его семьи, нанимателю жилого помещения, членам его семьи, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в том числе гражданам, принятым на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма), при условии, что такие порядок и условия не снижают гарантии улучшения жилищных условий;

  7. установить категории граждан, которым при реализации программы по сносу и реконструкции оказывается содействие в организации и осуществлении их переселения, и порядок оказания такого содействия.

Гарантии для собственников и нанимателей

Собственникам и нанимателям жилых помещений предоставят равнозначные жилые помещения. Равнозначным жильем будет считаться жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

  1. жилая площадь и количество комнат не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

  2. жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ, а также имеет улучшенную отделку;

  3. жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же населенном пункте, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу по сносу и реконструкции. А если населенный пункт или городской округ имеют внутригородское деление, то в том же внутригородском районе (на той же внутригородской территории). При этом границы населенного пункта, городского округа, внутригородского района, внутригородской территории определяются по состоянию на дату утверждения программы по сносу и реконструкции.

По письменному заявлению собственник сможет получить денежное возмещение или равнозначное жилое помещение. Но если в квартире проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, предоставление собственникам такого жилого помещения равноценного возмещения в денежной форме не допускается.

Каких территорий будет касаться глава о комплексном развитии территорий?

Территории
1. Застроенные территории населенного пункта или городского округа в пределах одного или нескольких элементов планировочной структуры или его (их) смежных частей, не менее 50% земель или земельных участков в границах которых занимают земли или земельные участки, на которых расположены:
  1. многоквартирные дома, признанные Правительством РФ аварийными и подлежащими сносу
  2. многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании адресных программ по сносу и реконструкции многоквартирных домов

2. Территория, в границах которой не менее 50% от ее общей площади занимают земельные участки:
  1. на которых расположены объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), признанные Правительством РФ аварийными и подлежащими сносу
  2. на которых расположены объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления
  3. виды разрешенного использования которых и (или) виды разрешенного использования и характеристики расположенных на которых объектов капитального строительства не соответствуют видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и предельным параметрам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки
  4. на которых расположены объекты капитального строительства, признанные в соответствии с гражданским законодательством самовольными постройками

3. Территории населенного пункта или городского округа в пределах одного или нескольких элементов планировочной структуры или его (их) смежных частей, в границах которых расположены земельные участки, не обремененные правами третьих лиц, на которых отсутствуют объекты капитального строительства, при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, об особо охраняемых природных территориях, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов РФ)