Поправки во исполнение новой Конституции. Что изменится для КС РФ, правительства, прокуратуры и других органов власти?

| статьи | печать

На рассмотрение Госдумы внесены президентские законопроекты, которые необходимо принять в связи с появлением поправок в Конституцию РФ. Большинство изменений носят формальный характер — они повторяют то, что теперь закреплено на уровне Конституции РФ. Однако предлагаются и поправки, которые более подробно раскрывают конституционные изменения. В частности, это законопроект, касающийся КС РФ. В нем указано, какие именно законопроекты он будет проверять по запросу Президента РФ, как изменится для заявителей проверка нормативных актов на соответствие Конституции РФ и в каком составе будет работать КС РФ.

Президент внес 22.09.2020 на рассмотрение Госдумы пакет законопроектов, связанных с внесенными в Конституцию РФ поправками:

  • Законопроект № 1024643-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О Конституционном суде Российской Федерации“». В нем предусмотрены поправки в части новых полномочий КС РФ о проверке проектов законов, составе и статусе судей КС РФ и т.д. Это самый объемный законопроект.

  • Законопроект № 1024644-7 «О внесении изменений в статьи 6 и 11 Федерального конституционного закона „Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации“». В нем установлено два новых требования к Уполномоченному по правам человека в РФ.

  • Законопроект № 1024645-7 «О Правительстве Российской Федерации». Разработчики решили не вносить изменения в нынешний Федеральный конституционный закон от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», а принять новый закон.

  • Законопроект № 1024646-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О прокуратуре Российской Федерации“». В нем предусмотрены новые правила назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора, прокуроров субъектов РФ, а также других прокуроров.

  • Законопроект № 1024647-7 «О внесении изменений в статьи 1 и 16 Федерального закона „О федеральной службе безопасности“ и статьи 12 и 17 Федерального закона „О внешней разведке“». В этом проекте определена процедура проведения консультаций Президента РФ с Советом Федерации по вопросу назначения на должность руководителя ФСБ, а также на должность руководителя Службы внешней разведки.

  • Законопроект № 1024648-7 «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы». В нем предусмотрены поправки в законы, связанные с судебной системой, в том числе о порядке прекращения полномочий судей.

  • Законопроект № 1024649-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О безопасности“» — о полномочиях и статусе Совета безопасности.

  • Законопроект № 1024650-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В нем также речь идет о прекращении полномочий судей.

Полномочия КС РФ

В законопроекте № 1024643-7 более подробно сформулированы полномочия КС РФ. Например, в Конституции РФ появилась поправка о полномочии КС РФ проверять законопроекты. В частности, о том, что КС РФ по запросу Президента РФ проверяет конституционность проектов законов РФ о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном ч. 2 и 3 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, законов до их подписания Президентом РФ (ч. 5.1 ст. 125 Конституции РФ).

В проекте закона № 1024643-7 указано, что КС РФ будет проверять не только проекты законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных и федеральных законов до их подписания Президентом РФ, но и проекты законов субъекта РФ до их обнародования высшим должностным лицом субъекта РФ.

Запрос в КС РФ о проверке конституционности проекта федерального конституционного закона или федерального закона допустим, если Президент РФ полагает, что его положения не соответствуют Конституции РФ, при этом он принят Госдумой в первом или во втором чтении, но не принят в третьем чтении. Запрос в КС РФ о проверке конституционности закона, принятого в порядке, предусмотренном ч. 2 и 3 ст. 107 или ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, допустим, если Президент РФ полагает, что его положения не соответствуют Конституции РФ, и запрос направлен в течение срока, установленного для подписания такого закона Президентом РФ, при этом соответствующий закон не подписан Президентом РФ.

Также установлено, что КС РФ должен вынести постановление по запросу не позднее чем через 20 дней. Таким образом, право КС РФ отказаться от рассмотрения запроса Президента РФ не предусмотрено.

КС РФ сможет принять постановление о признании закона (проекта закона) не соответствующим Конституции РФ, если по крайней мере одно его положение не соответствует Конституции РФ.

В таком постановлении могут содержаться рекомендации об обеспечении соответствия закона (проекта закона) Конституции РФ.

В случае принятия КС РФ постановления о признании проекта федерального конституционного закона или федерального закона не соответствующим Конституции РФ законодательный процесс по такому проекту прекратится. Проект по этому же предмету правового регулирования может быть внесен в Госдуму повторно, но уже с исключением из него положений, которые привели к признанию проекта не соответствующим Конституции РФ.

Еще КС РФ будет проверять на соответствие Конституции решения международного органа по запросу Президента РФ, Правительства РФ, Верховного суда и Минюста России. В прежней редакции Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» было предусмотрено, что такой запрос может делать только Минюст России. Кроме того, КС РФ будет разрешать вопрос об исполнении решений межгосударственных органов, международных или иностранных судов, если они противоречат Конституции РФ или основам публичного правопорядка.

Статус судей КС РФ

В обновленной Конституции РФ предусмотрено, что КС РФ состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ).

В законопроекте № 1024643-7 предлагается указать следующее: КС РФ сможет осуществлять свою деятельность, даже если в нем останется 8 судей из 11 (раньше требовалось 2/3 судей, а всего было 19 судей). Если в случае выбытия судьи из состава КС РФ число судей окажется менее восьми, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судье КС РФ запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.

Обращение в КС РФ

Законопроект ограничивает право граждан на обращение в КС РФ. В нем предусмотрено, что жалоба на нарушение нормативным актом конституционных прав и свобод допустима, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в КС РФ, при разрешении конкретного дела.

Под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты понимается подача кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или в случае, если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке, надзорной жалобы, если судебный акт, в котором был применен оспариваемый нормативный акт, был предметом кассационного или надзорного обжалования в связи с применением этого нормативного акта, а подача кассационной или надзорной жалобы не привела к устранению признаков нарушения прав такого заявителя или лица.

КС РФ может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого нормативного акта, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается.

Предусмотрено исключение: в течение шести месяцев со дня вступления в силу этих поправок под исчерпанием всех других внутригосударственных средств судебной защиты будет пониматься подача любой кассационной жалобы, в которой судебный акт был предметом кассационного обжалования в связи с применением нормативного акта, на нарушение прав которым указывает такой заявитель или лицо, если она не привела к устранению признаков нарушения его прав, а в случае, если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке, — факт их вступления в силу.

Уполномоченный по правам человека

В законопроекте № 1024644-7 предусмотрено, что Уполномоченному по правам человека запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ (это требование предусмотрено еще в Конституции РФ для многих должностных лиц).

Еще одно требование в связи с принятием поправок в Конституцию РФ: Уполномоченный по правам человека должен постоянно проживать в РФ.

Правительство РФ

Появится новый порядок назначения на должность и освобождения от должности членов Правительства РФ, порядок прекращения полномочий Правительства РФ, в том числе в связи с выражением Госдумой недоверия Правительству РФ.

Премьер-министра, его заместителей и федеральных министров, кроме руководителей силовых ведомств, будет назначать Президент РФ после их утверждения Госдумой. Кандидатуру премьер-министра будет предлагать Президент РФ, а вице-премьеров и министров — Председатель Правительства РФ.

Госдума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. После выражения Госдумой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Госдумы.

Если Госдума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявит об отставке Правительства РФ либо распустит Госдуму и назначит новые выборы.

Прокуратура

Законопроект № 1024646-7 направлен на реализацию поправок, уточняющих полномочия прокуратуры и устанавливающих новый порядок назначения на должность генпрокурора, его заместителей и региональных прокуроров. Так, они назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности президентом.

Прокуроры субъектов РФ, военных и других специализированных прокуратур будут назначаться на должность после консультаций президента с Советом Федерации. Сейчас их назначает Президент РФ по представлению Генерального прокурора.

Коме того, законопроект раскрывает понятие «иные прокуроры»: это прокурорские работники, претендующие на замещение должности, по которой предусмотрено присвоение высших классных чинов прокурорских работников или воинских званий высших офицеров, либо замещающие такую должность. Предлагается, чтобы их также назначал и освобождал от должности Президент РФ, но по представлению Генерального прокурора.