Географическое указание: как его появление в законе отразится на развитии интеллектуальной собственности?

| статьи | печать

С 2020 г. в гражданском законодательстве появилось новое средство индивидуализации — географическое указание. Оно составляет некоторую конкуренцию другому средству индивидуализации — наименованиям мест происхождения товаров. Главное отличие географического указания состоит в том, что его легче зарегистрировать. Во-первых, для индивидуализации товара с помощью географического указания достаточно, чтобы лишь одна из стадий производства происходила в конкретном месте. Во-вторых, сама процедура регистрации является более простой. О других особенностях нового средства индивидуализации и последствиях его введения в законодательство читайте в материале.

В июле 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2020 № 230-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23.1 Федерального закона „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“» (далее — Закон о географических указаниях), который ввел в российское законодательство новое средство индивидуализации товаров — географическое указание.

Определение понятия «географическое указание»

В правовом отношении географическое указание приравнивается к результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации, перечисленным в ст. 1225 ГК РФ. Географические указания не тождественны наименованиям мест происхождения товара, возможность регистрации которых также сохраняется в действующем законодательстве.

Законодательство об охране наименований мест происхождения товаров менялось в Российской Федерации два раза — в 2002 и 2008 гг. В 2008 г. была введена в действие ч. 4 Гражданского кодекса РФ. Данные изменения проводились для правового обеспечения вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это позволило Российской Федерации в 2012 г. войти в состав участников Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.

Потребность в принятии поправок о географических указаниях, по мнению российских властей, обусловлена необходимостью защиты и продвижения региональных брендов, в том числе производителей уникальной продукции, не имеющей аналогов. Данная законодательная мера поможет региональным производителям успешнее продвигать производимую продукцию на внутреннем и внешнем рынках, а в случае возникновения спорных ситуаций отстаивать свои законные интересы, ссылаясь на наличие географического указания.

Под географическим указанием в законе понимается обозначение, которое позволяет идентифицировать происходящий с территории географического объекта товар, качество, репутация и иные характеристики которого во многом определяются именно его географическим происхождением. Как подчеркивается в законе, на территории данного географического объекта должна быть осуществлена хотя бы одна из стадий производства товара, которая оказывает значительное влияние на формирование его основных потребительских характеристик.

В России действует исключительное право на географическое указание или наименование места происхождения товара. Государственная регистрация является основанием для признания и охраны географического указания как средства индивидуализации товара.

Следует отметить, что, хотя для российского законодательства понятие «географическое указание» является нововведением, в законодательстве других стран и в международных соглашениях (например, в Женевском акте Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях от 20.05.2015) существовало и раньше. Географическое указание позволит отечественным производителям более эффективно утверждать свое присутствие на мировом рынке.

Географическое указание и наименование места происхождения товара: основные отличия

До внесения рассматриваемых изменений в российском законодательстве фигурировало лишь одно средство индивидуализации товаров, имеющее отсылку к географии, — наименование места происхождения товара (НМПТ). Однако с введением понятия «географическое указание» возникла потребность в более четком разграничении двух обозначений, причем это разграничение было проведено на законодательном уровне. Теперь под «наименованием места происхождения товара» понимается обозначение, представляющее собой «современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта». На территории данного географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, которые оказывают значительное влияние на формирование его качественных характеристик. Таким образом, все этапы производства товара должны быть осуществлены в конкретной местности, а уникальность товара ставится в непосредственную зависимость от места его происхождения. Что касается географического указания, то к нему требования более либеральны: зарегистрировать географическое указание будет возможно даже в том случае, если лишь один этап производства товара осуществляется на конкретной территории.

В качестве примеров наименований мест происхождения товара можно указать астраханские арбузы, адыгейский сыр, воду «Ессентуки». Все перечисленные товары зарегистрированы как НМПТ и не могут производиться в иных регионах.

Главное отличие НМПТ от товарного знака заключается как раз в привязке наименования места происхождения товара к конкретному региону. Кроме того, НМПТ могут одновременно обладать несколько юридических лиц, находящихся в конкретном географическом регионе, чья продукция отвечает требованиям, предъявляемым к регистрации НМПТ. Непосредственно регистрацией наименований места происхождения товара занимается Роспатент, который также предоставляет исключительные права на пользование НМПТ.

Как показывает судебная практика, российское законодательство довольно жестко охраняет права обладателей НМПТ. Но бывают и случаи, когда суды встают на сторону производителей товаров и принимают решения не в пользу производителей, зарегистрировавших НМПТ.

Пример из практики

В качестве примера можно привести историю спора, начавшегося в 2010 г. Компания «Умалат» из Брянской области попыталась добиться разрешения на производство товара с наименованием «адыгейский сыр», однако получила отказ от Роспатента. Спор компании с регистрирующим органом затянулся, и лишь спустя несколько лет арбитражный апелляционный суд вынес решение: продукция компании «Умалат» не будет нарушать права производителей адыгейского сыра из Республики Адыгея, поскольку ни один вид адыгейского сыра не соответствует требованиям, предъявляемым к НМПТ. Дело в том, что современный адыгейский сыр не производится с использованием ручного труда, национальных адыгейских традиций и инвентаря, соответствующего историческим методам производства адыгейского сыра. Он производится в промышленном масштабе на современных предприятиях, с использованием промышленных технологий, не являющихся традиционным адыгейским способом производства сыра.

Кроме того, судебной инстанцией было установлено, что «адыгейский сыр» давно получил характер обозначения товара, не связанного с конкретным местом производства. Следовательно, и производить данный вид продукции можно практически в любом регионе страны. Никакого ущерба бренду Адыгеи производство адыгейского сыра в других субъектах Российской Федерации не наносит, следовательно, и попытки воспрепятствовать производству такого товара в других регионах являются лишь очередным проявлением манипуляции законодательством в интересах недобросовестной конкуренции.

Нет никаких сомнений в том, что подобная схема может быть применена и в отношении большинства других региональных производителей, которые претендуют на уникальность своей продукции и соответствие требованиям НМПТ, а в действительности лишь стремятся с помощью таких действий обеспечить конкурентные преимущества своей продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Для регистрации НМПТ необходимо приложить к заявлению заключение уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, либо органа исполнительной власти субъекта РФ, либо организации, уполномоченной высшим органом государственной власти субъекта РФ, в котором подтверждается соблюдение требований к производству товара. Получается, что НМПТ является более сложным средством индивидуализации, к его регистрации предъявляются расширенные требования, тогда как географическое указание зарегистрировать намного проще. В частности, к заявке на регистрацию географического указания не требуется прилагать заключение уполномоченного органа, подтверждающее соблюдение требований к производству товара.

Вместе с тем наличие более сложной регистрации в случае с таким обозначением, как НМПТ, предусматривает и более серьезный подход производителей к производству товара. Соответственно, у НМПТ сохраняются определенные преимущества перед географическим указанием, особенно в сфере качества и уникальности продукции. Потребитель, покупая продукцию с НМПТ, понимает, что он приобретает качественный продукт, произведенный строго в определенном регионе. В случае с приобретением товара с географическим указанием такой уверенности уже нет, поскольку для регистрации географического указания лишь один из этапов производства может быть осуществлен на той территории, которая в этом географическом указании обозначена.

Географическое указание и узнаваемость товара

Безусловно, географическое указание способно сыграть важную роль в формировании узнаваемости конкретной продукции. Учитывая, что географическое указание будет проще зарегистрировать, многие региональные производители перейдут к регистрации географических указаний и таким образом повысят известность своих брендов на внутреннем и внешнем рынках.

Нужно отметить позитивные последствия повышения популярности и востребованности товаров таких региональных производителей. Во-первых, в регионах появятся новые рабочие места, что решит многие социальные проблемы. Во-вторых, повышение узнаваемости региона скажется на уровне и качестве привлечения внешних и внутренних инвестиций в данный регион. В-третьих, узнаваемость товара будет способствовать росту спроса на него среди российских и зарубежных покупателей. В-четвертых, спрос на продукцию из определенных регионов косвенно повлияет и на усиление туристического интереса к данным регионам, что позволит увеличить потоки российских и иностранных туристов. В-пятых, само собой, популяризация товаров посредством регистрации географического указания станет стимулом для роста предпринимательской активности населения, в первую очередь — для появления новых субъектов малого и среднего предпринимательства в российских регионах.

Регистрация географического указания позволяет максимально эффективно защитить интересы производителя в спорах с обладателями товарных знаков, схожих с географическим указанием. В законе подчеркивается, что государственная регистрация в качестве географического указания или наименования места происхождения товара обозначения не допускается в следующих случаях:

  1. схожести обозначения, которое является наименованием географического объекта, в границах которого произведен товар, с обозначением, вошедшим во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанного с местом его производства. Например, минеральная вода не относится к городу Минеральные Воды;

  2. если обозначение уже зарегистрировано как географическое указание или наименование места происхождения товара в отношении товара того же вида;

  3. если обозначение тождественно товарному знаку, имеющему более ранний приоритет, но в тех случаях, если использование географического указания может способствовать заблуждению потребителя относительно товара или его производителя;

  4. если обозначение вводит в заблуждение потребителя относительно того, каким именно производителем был произведен конкретный товар;

  5. если обозначение не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством к товару, в отношении которого регистрируется государственное обозначение;

  6. если обозначение представляет собой наименование сорта растения или породы животного и способно сформировать у потребителя заблуждение относительно товара или его производителя.

Таким образом, в российском законодательстве приводится достаточно исчерпывающий перечень вероятных препятствий, которые могут возникнуть при регистрации географического указания. Эти препятствия необходимо тщательно изучить и проанализировать, не нарушит ли предлагаемое к регистрации географическое указание требования законодательства.

Также в законе подчеркивается, что государственная регистрация географического указания может быть произведена и в отношении товара, имеющего происхождение на территории иностранного географического объекта. Однако главным условием для регистрации в данном случае является соответствие товара требованиям ст. 1516 ГК РФ. Обладать исключительным правом на географическое указание может лишь лицо, права которого на данное географическое указание охраняются в той стране, где данный товар с этим географическим указанием производится.

Плюсы и минусы использования географических указаний для бизнеса

Решение о введении нового средства индивидуализации товаров не могло не вызвать в экспертном сообществе споров относительно его полезности для российского бизнеса.

Можно назвать два основных положительных последствия введения понятия «географическое указание». Во-первых, это средство индивидуализации товаров намного проще зарегистрировать, чем НМПТ. Многие предприниматели, особенно начинающие вести бизнес или производящие товары для широкого потребления, ориентированы на простоту и доступность регистрации средств индивидуализации товара.

Для того чтобы зарегистрировать географическое указание, как мы отметили выше, потребуется меньшее количество документов, но самое главное — нет строгой привязки к региону во всем производственном цикле. Достаточно, чтобы лишь один из этапов производства осуществлялся в конкретном регионе (например, лимонад производился на основе воды из источников в конкретной республике или области). Во-вторых, регистрация географического указания окажет плодотворное влияние на повышение узнаваемости товаров. Это поспособствует формированию новых брендов, в том числе региональных, улучшению экономической ситуации в регионах, где будут регистрироваться географические указания.

Но есть и определенные минусы, с которыми могут столкнуться как предприниматели, так и рядовые потребители. Во-первых, географическое указание является теперь регистрируемым средством индивидуализации товара, как и НМПТ. Однако если в случае НМПТ требуется, чтобы весь цикл проходил на одной определенной территории, то применительно к географическим указаниям таких требований нет. Соответственно, на рынке могут конкурировать товары с географическими указаниями и с НМПТ, и производители товаров с зарегистрированным НМПТ окажутся не в очень выгодном положении. Регистрацию НМПТ пройти сложнее, и товар производителя с зарегистрированным НМПТ может быть намного качественнее. Но потребитель, в таких нюансах не разбирающийся, может отдать предпочтение товару с географическим указанием.

Во-вторых, сами потребители начнут путаться в товарах, не различая географическое указание и НМПТ. При этом они могут быть разочарованы качеством товара с географическим указанием, и тогда сам факт его наличия сыграет скорее отрицательную роль для рекламы конкретного бренда. Однако такое предположение справедливо лишь в отношении недобросовестных предпринимателей, заведомо производящих товары низкого качества и пытающихся нажиться за счет привлечения потребителя популярным товарным знаком, а в данном случае — географическим указанием.

В целом же можно предположить, что географическое указание со временем станет более популярным, нежели наименование места происхождения товара, средством индивидуализации товара, причем его популярность возрастет как среди отечественных, так и среди иностранных производителей товаров. Следовательно, можно предсказать позитивную роль нового средства индивидуализации товаров в развитии отечественного предпринимательства и российской экономики в целом.