Договор с белорусским предпринимателем: налоговые последствия для российского заказчика

| статьи | печать

Минфин России в письме от 11.09.2020 № 03-04-05/80095 рассмотрел порядок обложения НДФЛ и страховыми взносами выплат белорусскому гражданину, который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Республики Беларусь, по договору оказания услуг.

Вкомментируемом письме специалисты Минфина России указали, что физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством Республики Беларусь, индивидуальным предпринимателем для целей российского законодательства не признается. Ведь исходя из положений п. 2 ст. 11 НК РФ таковым является физическое лицо, зарегистрированное в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в отношениях с российской организацией белорусского предпринимателя нужно рассматривать как иностранного гражданина.

По мнению финансового ведомства, порядок обложения НДФЛ полученных белорусским ИП доходов от оказания услуг российской организации будет зависеть от того, где оказываются услуги — в России или в Республике Беларусь. А в части страховых взносов значение имеет правовое положение иностранца при нахождении на территории РФ.

НДФЛ

Если физическое лицо оказывает услуги по гражданско-правовому договору на территории РФ, то получаемое им вознаграждение относится к доходам от источников в РФ (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). Такой доход согласно ст. 209 НК РФ признается объектом обложения НДФЛ как для налоговых резидентов РФ, так и для лиц, у которых такой статус отсутствует. В этом случае российские организации, от которых или в результате отношений с которыми физическое лицо получает доходы, признаются налоговыми агентами по НДФЛ. Следовательно, они должны исчислить, удержать у физического лица и перечислить в бюджет сумму НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

А вот если физическое лицо оказывает услуги на территории иностранного государства, то получаемые им доходы относятся к доходам от источников за пределами РФ (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). Такой доход является объектом обложения НДФЛ только для физических лиц — налоговых резидентов РФ. При этом исчисление, декларирование и уплату НДФЛ они производят самостоятельно по завершении налогового периода (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Страховые взносы

Объектом обложения страховыми взносами являются выплаты в пользу физических лиц, подлежащих обязательному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые в том числе по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Иностранные граждане, осуществляющие деятельность в России по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, подлежат:

  • обязательному пенсионному страхованию, если они являются постоянно или временно проживающими на территории РФ, а также временно пребывающими (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, далее — Закон № 167-ФЗ);

  • обязательному медицинскому страхованию, если они являются постоянно или временно проживающими на территории РФ (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, далее — Закон № 326-ФЗ).

При этом если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные Законом № 167-ФЗ и Законом № 326-ФЗ, то применяются правила международного договора РФ. Россия и Белоруссия являются участниками договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее — Договор о ЕАЭС). Пунктом 3 ст. 98 этого договора предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов, включающее в том числе обязательное медицинское страхование, осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства.

В комментируемом письме специалисты Минфина России указали, что поскольку Договор о ЕАЭС не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств — членов ЕАЭС, и отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, то в этой части применяется законодательство страны трудоустройства. Ею признается государство — член ЕАЭС, на территории которого осуществляется трудовая деятельность, которая включает в себя в том числе деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС). Следовательно, вопросы пенсионного страхования регулируются положениями ст. 7 Закона № 167-ФЗ.

Таким образом, если белорусский предприниматель относится к категориям граждан, указанным в п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ и ст. 10 Закона № 326-ФЗ, с выплат в его пользу российская организация начисляет и уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя по законодательству Республики Беларусь.