Потребители корректируют поведение по второй волне COVID-19

| статьи | печать

Динамика потребительского спроса, замеряемая лабораторией СберИндекс и дивизионом «Корпоративные клиенты 360» Сбербанка, на неделе с 12 по 18 октября опять существенно ухудшилась. Авторы анализа убеждены, что это связано с новым усилением мер против COVID-19. Но данные холдинга «Ромир» утешительнее.

Впериод с 12 по 18 октября потребительские расходы снова существенно сократились относительно 2019 г. Изменение составило 2,8% год к году.

Оценку за неделю 5—11 октября эксперты Сбербанка пересмотрели в сторону повышения до 3,8% в годовом измерении за счет уточнения расходов на продовольственные товары. Однако, отмечают они, принципиально это картины не меняет — среднее значение за четыре недели падает в годовом выражении на 2,4%.

Индекс потребительской активности SberIndex.ru уменьшился с 73,9 до 72,8 п., что также указывает авторам исследования на постепенный уход потребителя «в спячку».

Поведение покупателей очень похоже на период апреля — мая — спрос перемещается в продовольственные категории из сервисных.

Падение в секторе услуг ускорилось и превысило 20% год к году впервые с лета. Потери сконцентрированы в уже хорошо знакомых сегментах: «Авиабилеты» (54,1% соответственно), «Отели» (66,4%), «Кафе и рестораны» (27,0%) и «Салоны красоты» (26,6%).

При этом третью неделю подряд аналитики Сбербанка фиксируют высокий спрос в категории «Лекарства и медицинские товары» — с 12 по 18 октября прирост ускорился в годовом сопоставлении до 24,3% против +17,2% неделей ранее.

В последние две недели снова начало сокращаться количество активных бизнесов, причем во всех сегментах. Количество работающих непродовольственных торговых точек так и не восстановилось до февральского уровня.

Теперь уже очевидно, заключают авторы исследования, что сокращение трат связано с введением в ряде регионов дополнительных мер по борьбе с COVID-19.

Они также отмечают, что на рассматриваемой неделе количество клиентов, пользующихся общественным транспортом, незначительно сократилось (–2,2%) относительно предшествующей недели 5—11 октября. Общее снижение пассажиропотока по сравнению с базовым периодом до введения ограничений и режима удаленной работы (21—27 сентября) составляет почти 10%. Спрос на такси и топливо тоже немного сократился.

В крупнейших регионах также наблюдалось снижение числа клиентов в транспорте. В среднем оно сократилось на 4,0% относительно недели 5—11 октября и на 7,9% относительно базовой недели.

С введением удаленного режима работы и ростом числа заболевших количество посетителей кафе и ресторанов заметно снизилось как в России в целом, так и в Москве в частности. При этом аналитики Сбербанка наблюдают переход клиентов в онлайн и рост количества заказов через интернет. Однако с учетом доли и доступности этого канала общая динамика числа клиентов с операциями в кафе и ресторанах снижается. Общее снижение в Москве относительно базовой недели (21—27 сентября) составило 22%, причем, замечают исследователи, основная часть падения пришлась на неделю 12—18 октября. В целом в России снижение составляет 6%.

Ложкой меда на фоне информации Сбербанка выглядят данные исследовательского холдинга «Ромир». Согласно его замеру, на неделе с 12 по 18 октября объем повседневных расходов в России снова вырос — в среднем типичная семья потратила на товары повседневного спроса 4678 руб., что на 4,8% больше, чем неделей ранее. И по сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходы рассматриваемой недели оказались выше на 265 руб., или на 6%.