Ограничение списываемых в налоговом учете убытков конституционно

| статьи | печать

Конституционный суд пришел к выводу, что положения п. 2.1 ст. 283 НК РФ об ограничении суммы убытков прошлых периодов, засчитываемых в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль за 2017—2021 гг., не противоречат Конституции РФ (Определение КС РФ от 29.09.2020 № 2310-О).

Суть дела

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 283 НК РФ, налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль текущего периода на всю сумму полученного ими в прошлых периодах убытка или часть этой суммы. Однако Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ (далее — Закон № 401-ФЗ) в ст. 283 НК РФ был введен п. 2.1, которым установлено, что в отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г. налоговая база по налогу на прибыль за текущий отчетный (налоговый) период не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%. При этом п. 16 ст. 13 Закона № 401-ФЗ предусмотрено, что положения ст. 283 НК РФ в редакции настоящего закона применяются к убыткам, полученным за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 г.

По мнению компании, обратившейся в Конституционный суд, данные нормы не соответствуют положениям ст. 57 Конституции РФ, поскольку они не позволяют налогоплательщику уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль в полном объеме на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, то есть до вступления этих норм в силу. Так, компания по итогам 2017 г. уменьшила налоговую базу на всю сумму убытков, полученных ею в прошлые периоды. Налоговики доначислили компании налог на прибыль, пени и штраф в связи с завышением суммы убытков, учтенной в уменьшение налоговой базы. Суды трех инстанций их поддержали, указав, что компания не учла положения п. 2.1 ст. 283 НК РФ.

Решение Конституционного суда

Статьей 57 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, вводящие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Конституционный суд разъяснил, что прямой запрет, касающийся придания закону обратной силы, сформулированный в ст. 57 Конституции РФ, служит гарантией защиты прав налогоплательщиков. Оспариваемые положения п. 2.1 ст. 283 НК РФ вступили в силу с 1 января 2017 г., то есть без придания новому регулированию обратной силы. Поэтому они не могут расцениваться как нарушающие права компании. Что касается п. 16 ст. 13 Закона № 401-ФЗ, позволяющего налогоплательщикам уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль с учетом убытков, полученных за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 г., то данная норма служит нормативной основой для реализации налогоплательщиком права на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Поэтому сама по себе она также не может рассматриваться как нарушающая конституционные права компании.

В результате Конституционный суд отказал компании в принятии ее жалобы к рассмотрению.