Минтранс урегулирует международные пассажирские перевозки законом

| статьи | печать

Правительство внесло в нижнюю палату парламента проект федерального закона, который должен урегулировать отношения, связанныe с установлением, изменением, отменой международных маршрутов регулярных пассажирских перевозок. В законе также будут прописаны обязательные требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые претендуют на осуществление таких перевозок.

Регулярные пассажирские международные автомобильные перевозки осуществляются по территории РФ и территории иностранного государства по согласованию между Минтрансом и компетентным органом иностранного государства (ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»). Аналогичные нормы содержатся и в соглашениях о международном автомобильном сообщении между Правительством РФ и 54 иностранными государствами. В нашей стране процедуры согласования регулярных перевозок пассажиров в международном сообщении установлены приказом Минтранса России от 26.04.2012 № 120. Указанный приказ не прошел государственную регистрацию в Минюсте России в связи с отсутствием правовых оснований для его принятия и, соответственно, не является нормативным правовым актом. Налицо правовой пробел, который Минтранс решил устранить, разработав проект соответствующего федерального закона (зарегистрирован в электронной базе Госдумы под № 1056890-7).

Законопроект предполагает урегулирование отношений, связанных с установлением, изменением, отменой международных маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к их осуществлению. Так, предлагается внести изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, в нем предлагается установить исчерпывающий порядок установления/изменения и отмены международных маршрутов.

Намерения российских и (или) иностранных перевозчиков совместно осуществлять регулярные перевозки по международному маршруту должны будут подтверждаться соглашением, заключенным в произвольной письменной форме. При этом оно в обязательном порядке должно содержать следующие сведения:

  • обязательства перевозчиков осуществлять регулярные перевозки по международному маршруту регулярных перевозок в случае его установления;

  • наименование маршрута с указанием населенных пунктов и государств, в границах которых расположены начальный и конечный остановочные пункты;

  • все необходимые реквизиты перевозчиков;

  • расписание с указанием адресов остановочных пунктов;

  • протяженность международного маршрута;

  • тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа.

Реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок предполагается дополнить остановочными пунктами, которые используются при международных маршрутах. Это, по мнению Минтранса, поможет исключить возможность оказания пассажирам-международникам услуг более низкого качества, чем пассажирам, следующим по межрегиональным маршрутам на автовокзалах и автостанциях регулярных перевозок.

Помимо этого законопроект предполагает установление нового документа — карты международного маршрута регулярных перевозок. В данном документе будут содержаться сведения о маршруте регулярных перевозок.

В законопроекте содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Учитывая предусмотренный законопроектом переходный период, обязательные требования будут применяться после 1 января 2021 г., то есть после окончания реализации механизма «регуляторной гильотины».