МВФ рекомендует продлить отсрочки по налогам, а льготные кредиты превратить в гранты

| статьи | печать

Спад российской экономики во II квартале, по оценке экспертов миссии МВФ, был не таким сильным, как в большинстве других стран G-20. Своевременные меры налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики способствовали уменьшению масштабов сокращения экономики и стимулировали более существенное, чем прогнозировалось ранее, восстановление ВВП в III квартале. Однако для преодоления последствий второй волны пандемии аналитики Фонда рекомендуют продлить отсрочки по налогам, а также превратить льготные кредиты в гранты, одновременно расширив круг отраслей, на которые распространяются меры господдержки.

Накопленные в России государственные финансовые резервы позволили, по мнению экспертов Международного валютного фонда (МВФ), принять решительные меры в области здравоохранения и экономики для борьбы с кризисом. Налогово-бюджетные меры, по оценке Фонда, составили приблизительно 3,5% ВВП, а с учетом и внебюджетных инструментов размер поддержки экономики и граждан равнялся около 4,5% валового продукта.

Меры по поддержке доходов в форме более широкого предоставления социальных пособий и выплат по безработице способствовали сохранению уровня доходов домохозяйств. Кроме того, анализ МВФ показывает, что меры поддержки предприятий и организаций в значительной степени ослабили давление на ликвидность и платежеспособность, ограничивая тем самым долгосрочные негативные последствия. Эксперты Фонда также отмечают относительно высокую адресность поддержки и принятие надлежащих мер по ограничению мошенничества и злоупотреблений.

«Мы приветствуем недавнее продление сроков действия некоторых мер поддержки и призываем власти быть готовыми принять дополнительные меры, — отметил представитель миссии МВФ Жак Миньян. — Продление отсрочек по уплате налогов для предприятий во вновь пострадавших от ограничений секторах является хорошим шагом. Тем не менее, если экономическая ситуация снова ухудшится, как прогнозируется, властям следует рассмотреть возможность дальнейшего продления отсрочек, а также обеспечить соответствие условий преобразования субсидируемых кредитов в гранты. Расширение круга секторов и предприятий, получающих поддержку, также может оказаться необходимым в случае введения более строгих ограничений и дальнейшего нарастания стресса в экономике. Кроме того, официальным органам следует рассмотреть вопрос о возврате к более высоким пособиям по безработице в условиях продолжающегося кризиса и до момента ощутимого восстановления уровня занятости, поскольку докризисный уровень пособий очень низок по сравнению со стоимостью жизни».

Снижение взносов малых и средних предприятий на социальное страхование, по мнению аналитиков Фонда, является положительным шагом, который может внести значительный вклад в сокращение доли неформальной занятости в этом секторе экономики. Они также приветствуют сокращение неэффективных налоговых льгот в нефтяном секторе, и миссия Фонда призывает официальные органы продолжать выявлять и устранять неэффективные льготы в других секторах. Новые меры налоговой политики, запланированные на следующий год, также будут способствовать созданию более справедливой и прогрессивной налоговой системы. Что касается социальной помощи, то миссия приветствует тот факт, что новые социальные программы основаны на проверке нуждаемости, и полностью поддерживает продолжение реализации планов официальных органов по повышению адресности и остальных социальных программ.

По оценке экспертов Фонда, существуют риски возможного ухудшения экономической конъюнктуры. Деловая активность в ближайшие месяцы может снизиться, если потребуется введение более жестких ограничительных мер. Кроме того, перспективы омрачает геополитическая напряженность. Однако в среднесрочной перспективе поступающие в последнее время позитивные новости об эффективности вакцин снижают риск длительного кризиса.

Повышенное внимание к мерам по борьбе с кризисом вполне объяснимо, но при этом одним из важных приоритетов должно оставаться решение проблемы низкого потенциального роста. За годы, предшествовавшие кризису, рост составил в среднем лишь 1,5%, что препятствует сближению России с уровнем доходов в развитых странах. По мнению экспертов МВФ, среднесрочный потенциальный экономический рост составляет 1,6%, что является низким показателем для экономики, обладающей таким уровнем доходов на душу населения, как в России.