Проверка компании «чужими» налоговиками неправомерна

| статьи | печать

Налоговую проверку организации вправе проводить налоговый орган по месту постановки организации на налоговый учет, которое определяется местом нахождения организации, ее филиала. К такому выводу пришел АС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 24.11.2020 по делу № А69-526/2019.

Суть дела

Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Тыва (далее — инспекция № 1) провела выездную налоговую проверку общества, по результатам которой было вынесено решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Общество с решением инспекции не согласилось. Оно утверждало, что акт налогового органа не соответствует нормам НК РФ и нарушает гарантированные права налогоплательщика. Дело в том, что общество состояло на налоговом учете в другой налоговой инспекции — в Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Тыва (далее — инспекция № 3).

Инспекции № 1 не видела в своих действиях никаких нарушений, поскольку решением Управления ФНС России по Республике Тыва Межрайонные инспекции № 1—4 по Республике Тыва наделялись полномочиями рассмотрения материалов проверок, проводимых в отношении налогоплательщиков, состоящих на учете в Республике Тыва, в иных территориальных органах, в целях наиболее эффективного контроля и в целях предупреждения коррупционных проявлений при проведении налогового контроля в рамках ст. 82 НК РФ.

Общество обратилось в суд.

Решение судов

Суды трех инстанций встали на сторону общества. При этом они исходили из следующего.

Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (подп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ). В силу подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, в частности, посредством налоговых проверок (абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ). Понятие выездной налоговой проверки, порядок и процедура ее проведения, в том числе процедура вынесения решения о ее проведении, содержатся в ст. 89 НК РФ. Согласно п. 2 этой статьи решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Из приведенных норм права следует, что налоговую проверку организации вправе проводить налоговый орган по месту постановки организации на налоговый учет, которое определяется местом нахождения организации, ее филиала.

Решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении общества принято инспекцией № 1. Между тем, согласно сведениям из ЕГРЮЛ, на момент вынесения этого решения общество состояло на налоговом учете в инспекции № 3. Соответственно, именно эта инспекция являлась налоговым органом, уполномоченным принимать решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика.

Пунктом 14 ст. 101 НК РФ установлено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

В связи с изложенным суды пришли к выводам:

  • об отсутствии у инспекции № 1 правовых оснований для проведения проверки в отношении налогоплательщика, поставленного на налоговый учет в другом налоговом органе;

  • о доказанности факта наличия существенных нарушений предусмотренных п. 2 ст. 22 НК РФ гарантированных прав налогоплательщика, что влечет незаконность результатов проведения проверки.