Мировая экономика вырастет в наступившем году на 5%, российская — в два раза меньше

| статьи | печать
Мировая экономика вырастет в наступившем году на 5%, российская — в два раза меньше

Прогнозы Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Всемирного банка и Bloomberg обещают быстрый рост глобальной экономики в 2021 г. Мировой ВВП увеличится на 5% при условии успешной вакцинации большинства населения. Для России базовые сценарии экспертов предполагают экономический рост порядка на 2,5%. Если же правительство активно займется повышением доходов граждан и увеличением внутреннего спроса, то прирост составит 3,5%, что позволит запустить новый инвестиционный цикл и провести структурную перестройку экономики.

Прошлый год стал, по оценке аналитиков Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, самым трудным из тех, которые довелось прожить человечеству за последние 75 лет. Впервые со времен окончания Второй мировой войны практически все станы мира оказались вынуждены реагировать на общую угрозу для жизни и здоровья граждан, жестко ограничивая экономическую активность и свободу передвижения.

Тем не менее ученые оптимистично смотрят в будущее мировой и отечественной экономики. «Наиболее вероятным сценарием в 2021 г. для глобальной экономики можно считать посткризисный отскок с темпами роста примерно в 1,5 раза выше, чем среднегодовые темпы роста в 2010—2019 гг., что означает рост мирового ВВП примерно на 5%», — отмечает глава ИНП Александр Широв.

На фоне восстановительного роста в крупнейших экономиках мира можно ожидать дальнейшего восстановления спроса на сырьевые товары. Это с высокой вероятностью приведет к увеличению физических объемов добычи и экспорта углеводородов и металлов из России и росту цен на ключевых для нашей страны товарных рынках.

Улучшение ситуации в мировой экономике создаст условия для постепенной активизации бюджетной политики. «Проблема состоит в том, что без такой активизации в 2021 г. темпы экономического роста в России вряд ли превысят 2,5%, что на фоне роста в большинстве крупных экономик можно будет признать достаточно скромным результатом», — считает д.э.н. Марат Узяков.

Бизнес не готов к значимому расширению уровня экономической активности сразу на выходе из столь существенного кризиса. Поэтому очень важно, чтобы поддержка деловой активности велась как по каналу государственного спроса, так и за счет мер фискальной и монетарной политики.

Потребление домашних хозяйств, по расчетам ИНП, вряд ли сможет увеличиться в 2021 г. более чем на 3—3,6%. И это на фоне 10% снижения уровня реальных располагаемых доходов населения в 2013—2020 гг. Поэтому было бы правильно использовать спрос населения как ключевой элемент запуска нового инвестиционного цикла. Для этого целесообразно поддержать доходы тех граждан, которые находятся в контуре государства: работников бюджетной сферы, пенсионеров и т.д.

«Если сконцентрировать усилия на интенсификации внутреннего спроса, то по итогам 2021 г. возможно добиться темпов роста 3,5%, а это уже совсем другая ситуация в экономике, другой уровень доходов и экономической активности, — комментируют ситуацию авторы прогноза ИНП. — Ситуация, при которой можно будет действительно запустить долгосрочный инвестиционный цикл. Возникнут предпосылки для структурной и институцио­нальной перестройки российской экономики».

Всемирный банк прогнозирует в январском докладе «Перспективы мировой экономики» глобальный экономический прирост около 4% при условии, что начавшееся применение вакцин от COVID-19 будет продолжаться в широких масштабах в течение всего предстоящего года. Более того, при оптимистичном сценарии, предусматривающем успешное обуздание пандемии в результате ускорения процесса вакцинации, темпы экономического прироста в мире могут повыситься до 5%.

Вместе с тем прогнозы на ближайшие перспективы остаются довольно неопределенными, и в области роста экономики по-прежнему возможны различные сценарии. Начавшееся оживление в странах с развитой экономикой затормозилось в III квартале прошлого года после нового всплеска заболеваемости, что предвещает непростой процесс восстановления глобальной хозяйственной системы.

ВВП Соединенных Штатов после сокращения в 2020 г. на 3,6% в наступившем году вырастет, согласно прогнозу Всемирного банка, на 3,5%. Динамика экономики в еврозоне в 2021 г. составит +3,6% пос­ле сокращения на 7,4% в ушедшем году. В Японии, где в минувшем году наблюдался спад на 5,3%, в 2021 г. прогнозируется рост экономической активности на 2,5%.

В Восточной Европе в новом году ожидается скромный рост экономики — на 1,3%. Причиной столь невысоких показателей станут трудности, вызванные пандемией, вялый внутренний спрос и политическая напряженность в Беларуси. На Южном Кавказе в 2021 г. по мере смягчения остроты проблем, связанных с пандемией и конфликтами, оживления туристической активности, а также восстановления доверия со стороны потребителей и предпринимателей прогнозируется рост на 2,5%.

Спад экономики в России в ушедшем году аналитики ВБ оценивают в 4%, а восстановительного прироста в наступившем году ожидают на уровне 2,6%, что, кстати, практически совпадает с оценками Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

Немногим ранее более оптимистичные перспективы развития российской экономики спрогнозировал Bloomberg. Агентство ожидает экономического прироста в России в нынешнем году на уровне 3%.

Интересная деталь: в рейтинге самых перспективных экономик мира в 2021 г., согласно оценкам Bloomberg, наша страна занимает второе место. При этом на первой строчке расположился Таиланд, а Китай находится на 17-й позиции.

Для расчета рейтинга Агентство использовало 11 индикаторов развития экономики и финансовой сферы. Занять верхнюю ступеньку Таиланду позволили весомые валютные резервы и приличная инвестиционная позиция (разница между финансовыми активами и обязательствами). При этом в стране почти нет карантинных ограничений. Поднебесная демонстрирует быстрый экономический рост, который, однако, сопровождается высокой долговой нагрузкой.

В то же время Россия проводит ответственную бюджетную политику, отличается невысоким уровнем государственного долга и потенциалом роста национальной валюты. То есть предпосылки для серьезного роста отечественной экономики существуют, но их воплощение в жизнь во многом будет зависеть от мер экономической политики, в том числе от увеличения доходов населения и активизации внутреннего спроса.