Доменное имя: как защитить права на него

| статьи | печать

Доменное имя не закреплено гражданским законодательством в качестве объекта гражданских прав. При этом на практике владельцы доменных имен сталкиваются с необходимостью их защиты от посягательств со стороны конкурентов. Если использование доменного имени нарушает права на существующие результаты интеллектуальной деятельности, то с владельца могут взыскать компенсацию или убытки, а также потребовать через суд аннулирования регистрации такого доменного имени. Как защитить такое средство индивидуализации, как доменное имя, и самому не стать нарушителем чьих-либо прав на результаты интеллектуальной деятельности при его использовании, читайте в нашем материале.

В современном информационном обществе не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели стремятся обзавестись собственными сайтами, а сайт, как известно, имеет свое доменное имя. Какие в связи с этим могут возникнуть проблемы?

Доменное имя часто является узнаваемым, на него ориентируются клиенты и партнеры, по нему в наш информационный век опознают известную компанию. То есть это своего рода символ. Но в Российской Федерации до сих пор в законодательстве доменное имя не признается средством индивидуализации. Это, в свою очередь, приводит к ситуациям, когда доменное имя присваивается другими компаниями — конкурентами по умыслу или без оного, но доказать в суде свое право на доменное имя компания не может.

Однако доменное имя, выбранное компанией, может по случайности совпасть с доменным именем другой компании, которое, в свою очередь, будет совпадать с ее зарегистрированным товарным знаком. В этом случае могут возникнуть проблемы: компания — правообладатель товарного знака подаст в суд и потребует отказаться от использования данного доменного имени, а также выплатить компенсацию. Суд, разумеется, примет сторону компании — правообладателя товарного знака.

Таким образом, вопрос о защите прав на доменные имена является актуальным для современного российского бизнеса и, более того, в силу существую­щих пробелов в законодательстве, еще и вызывающим многочисленные споры в экспертном сообществе. Что касается судебной практики по спорам из-за принадлежности доменных имен, то она также не однозначна. При отсутствии четкого правового регулирования данного вопроса суды принимают решения на свое усмотрение, и существуют очень большие различия в решениях в зависимости от каждой конкретной ситуации.

Основные способы защиты доменного имени

Прежде чем перейти к рассмотрению защиты права на доменное имя в судебном порядке, необходимо ознакомиться с основными способами защиты доменного имени, которые могут быть использованы российской компанией. Эти способы можно разделить на две основные категории — организационные и юридические.

К организационным способам относятся мероприятия, направленные на профилактику покушений других юридических или физических лиц на используемое компанией доменное имя. В первую очередь это своевременное продление регистрации домена на новый срок и своевременная оплата тарифов за услуги регистратора, обеспечение защиты информации об учетной записи и пароле для доступа в личный кабинет пользователя на сайте регистратора доменного имени.

Как правило, уже на данном этапе внимательное отношение к доменному имени является эффективной защитой от возможных неприятностей, особенно когда они возникают в случае, если другая компания не знает о существовании такого доменного имени у вторых лиц. Но компанию, которая решила прибегнуть к методам недобросовестной конкуренции, подобные способы защиты остановить не могут. В данном случае — дело за юридическими способами.

К юридическим способам защиты доменного имени относится регистрация в установленном законодательством порядке товарного знака, фирменного наименования, коммерческого обозначения, сходного с доменным именем или тождественного доменному имени. В данном случае, даже если компания — недобросовестный конкурент попытается присвоить доменное имя, она будет обречена на проигрыш дела в суде и на возмещение понесенных расходов и причиненного ущерба — коммерческого и репутационного. Поэтому оптимальный путь на досудебном этапе защитить свое доменное имя — зарегистрировать средство индивидуализации товаров и услуг под аналогичным обозначением, и тогда судебные инстанции в подавляющем большинстве случаев будут вставать на сторону компании — правообладателя аналогичного товарного знака.

Также стоит отметить, что если товарный знак не зарегистрирован, то другая компания может зарегистрировать товарный знак, аналогичный вашему доменному имени, и затем потребовать в судебном порядке изменения доменного имени на основании его сходства с товарным знаком, и, следовательно, компенсации всех понесенных расходов (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2020 № 13АП-28445/20 по делу № А56-14539/2020).

Особенности регистрации доменного имени и связанные с ними проблемы

Одной из основополагающих проблем в сфере защиты доменного имени является, как мы указали выше, отсутствие четкого нормативного статуса, прописанного в гражданском законодательстве Российской Федерации. Эта проблема усугубляется и спецификой регистрации доменного имени: компания, желающая зарегистрировать доменное имя, проверяет лишь его занятость, и если оно не занято, то проверка на соответствие или сходство с товарным знаком какой-либо иной компании не проводится. Также стоит отметить, что доменное имя может зарегистрировать любое физическое лицо, в том числе и не обладающее статусом индивидуального предпринимателя.

Такая ситуация является довольно парадоксальной в современных условиях информационного общества, когда доменное имя определяет узнаваемость в интернете бренда или компании, является не менее важным отличительным атрибутом компании, нежели товарный знак. Эта проблема является следствием существующего подхода к определению доменного имени как информационного ресурса, а не как средства индивидуализации товаров и услуг, коим является зарегистрированный товарный знак. Кроме того, учитывая широкое распространение интернет-технологий, доменное имя обладает таким качеством, как экстерриториальность, ограничить его использование фактически невозможно.

Главной проблемой, которая может возникнуть у компании или индивидуального предпринимателя в связи с регистрацией доменного имени, является сходство доменного имени с товарным знаком, уже используемым другой компанией. Именно подобные ситуации чаще всего приводят к спорам между компаниями и даже физическими лицами, при этом следует отметить, что подобные споры рассматриваются в арбитражных судах, и суды при вынесении решений руководствуются, прежде всего, анализом конкретной ситуации, так как в ст. 1225 Гражданского кодекса РФ доменное имя в числе средств индивидуализации товаров или услуг не упоминается и это обстоятельство создает множество дополнительных проблем.

Если доменное имя в текущей ситуации нельзя зарегистрировать как средство индивидуализации, на него не распространяются механизмы правовой защиты средств индивидуализации товаров и услуг, предусмотренные в российском гражданском законодательстве. Что из этого следует?

В первую очередь рассчитывать на какое-либо положительное решение суда в свою пользу компания может только в том случае, если используемое доменное имя имеет схожесть с зарегистрированным этой же компанией товарным знаком. В данном случае компания может апеллировать к ст. 1484 «Исключительное право на товарный знак» и ст. 1519 ГК РФ «Исключительное право на наименование места происхождения товара», в которых все же прописано понятие доменного имени в качестве возможного способа использования товарного знака и наименования места происхождения товара.

Таким образом, если доменное имя соответствует зарегистрированному товарному знаку, то компания получает вполне реальную возможность в судебном порядке отстоять свое право на доменное имя, и суд в данном случае однозначно будет на стороне компании. Ведь регистрация доменного имени, которое воспроизводит уже существующий товарный знак или фирменное наименование, принадлежащие другой компании или индивидуальному предпринимателю, прямо рассматривается как акт недобросовестной конкуренции, нарушающий нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».


цитируем документ

Действия администратора по приобретению права на доменное имя (в том числе с учетом обстоятельств последующего его использования) могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции. В этом случае исходя из целей регистрации доменного имени нарушением исключительного права на товарный знак может быть признана сама по себе такая регистрация.

Если нарушением исключительного права признано именно приобретение права на доменное имя, судом может быть удовлетворено требование об обязании аннулировать соответствующую регистрацию.

Пункт 158 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»


Соответственно, в таком случае может быть применен данный закон, и истец в этой ситуации будет доказывать незаконный характер регистрации и использования доменного имени ответчиком. Шансы на успех возрастут, если будут выявлены и другие факты, свидетельствующие о политике недобросовестной конкуренции, проводимой данной компанией или индивидуальным предпринимателем.

Но если доменное имя не соответствует зарегистрированному товарному знаку, хотя при этом активно используется компанией и является одним из реальных инструментов ее индивидуализации? В этом случае ситуация с защитой прав на доменное имя обстоит гораздо сложнее. И, что самое печальное, значительно усложняется и возможность препятствовать использованию доменных имен другими производителями товаров и услуг, которые не отличаются порядочностью и стремятся увеличить собственные продажи и доходы за счет использования чужого доменного имени.

Однако и в этом случае необходимо пытаться защитить свои права, хотя бы посредством обращения в суд, поскольку в судебном порядке все же может быть установлено право компании на доменное имя даже при отсутствии сходства с зарегистрированным товарным знаком.

Мероприятия по защите доменного имени

Если компанией все же выявлен факт появления в интернете аналогичного доменного имени, то необходимо выстроить грамотную стратегию по защите своих законных интересов. В первую очередь потребуется установить потенциального ответчика. Сразу отметим, что физическое лицо, которое находится за границей, привлечь к ответственности в судебном порядке в Российской Федерации не получится. Но если физическое лицо проживает в Российской Федерации, то никаких проблем с его привлечением к ответственности не возникнет.

При предъявлении требования об аннулировании регистрации доменного имени важно правильно определить ответчика.


пример из практики

Акционерное общество обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью и индивидуальному предпринимателю о взыскании компенсации за незаконное использование обозначения, аннулировании регистрации доменного имени в связи с тем, что ответчики неправомерно использовали доменное имя, сходное до степени смешения с фирменным наименованием банка, а также комбинированными товарными знаками, права на которые принадлежат некоммерческому партнерству. Решением суда исковые требования удовлетворены частично: суд взыскал с ответчиков солидарно в пользу некоммерческого партнерства компенсации за нарушение использования обозначения, в остальной части требований в удовлетворении иска отказал. В части отказа в удовлетворении иска об аннулировании регистрации доменного имени суд указал, что ответчиком по требованию об аннулировании регистрации доменного имени должен быть регистратор. Также по сложившейся практике такому способу защиты должно предшествовать или сопутствовать удовлетворение требования к администратору доменного имени о запрете использования доменного имени, в данном деле такого требования не заявлено.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.01.2021 № 15АП-17975/20 по делу № А32-20764/2020


Далее, второй шаг — обеспечение принадлежности товарного знака или иной интеллектуальной собственности именно данной компании. Для этого следует собрать, в случае наличия, или получить, в случае отсутствия, такие документы, как свидетельство на товарный знак, выписку из Всемирного бюро по интеллектуальной собственности.

Следующий шаг — получение заключения эксперта о том, что доменное имя является копией или аналогом использующегося товарного знака.

Далее компании предстоит найти лицо, на которое зарегистрирован аналогичный домен. Сделать это не просто. Потребуется направить в сервис-регистратор доменных имен адвокатский запрос с требованием предоставления сведений об администраторе доменного имени. Запрос направляется для предоставления регистратором персональных данных конкретного владельца и для последующего привлечения его к гражданско-правовой ответственности.

Также не помешает установить наличие или отсутствие фактов продажи контрафактной продукции на сайтах, использующих скопированное доменное имя. В данном случае идеальный вариант — провести с участием соответствующих специалистов контрольную закупку контрафактной продукции, после чего представить эти доказательства в суде в качестве свидетельства недобросовестного ведения бизнеса компанией, покусившейся на доменное имя.

Перед тем как подавать исковое заявление в суд, необходимо попытаться урегулировать ситуацию в досудебном порядке. Для этого, после установления личности владельца аналогичного доменного имени, ему направляется досудебная претензия, в которой выражается позиция заявителя и излагаются требования: удалить данное доменное имя, выплатить компенсацию за его использование и т.д. Если получатель досудебной претензии отказывается от удовлетворения требования или оставляет претензию без ответа, следующим шагом становится подача искового заявления в суд. При этом не стоит забывать, что к исковому заявлению нужно будет приложить все документы, свидетельствующие как о праве компании на доменное имя, так и о попытке урегулирования доменного спора в досудебном порядке (копия досудебной претензии).

Особенности судебной практики по делам о защите доменного имени

Если компания решает отстаивать свои интересы в судебном порядке, то необходимо учитывать тот факт, что судами Российской Федерации обычно применяются следующие основные критерии для установления принадлежности доменного имени:

  • факт регистрации доменного имени ранее товарного знака, имеющего с ним сходство;

  • регистрация юридического лица правообладателя товарного знака сразу после регистрации доменного имени;

  • отсутствие изменений деятельности компании с момента регистрации доменного имени;

  • отсутствие доказательств ведения компанией аналогичной деятельности (например, если доменное имя строительной фирмы имеет сходство с товарным знаком магазина одежды).

Для того чтобы признать принадлежность доменного имени, компании придется собрать все доказательства, которые могут подтвердить более раннюю регистрацию доменного имени по сравнению с регистрацией товарного знака или доменного имени другой компании, а также привести аргументы, которые бы свидетельствовали о добросовестности ведения предпринимательской деятельности, включая и использование доменного имени. Тогда у компании действительно появляется вполне реальная возможность защитить свое право на владение доменным именем, если суд примет соответствующее решение. В свою очередь, суд будет руководствоваться анализом аргументации сторон, а также изучением аналогичной судебной практики.

Как показывает анализ судебной практики, в современной России все чаще в судах рассматриваются доменные споры между компаниями и предпринимателями. При этом сами суды, несмотря на отсутствие упоминания доменного имени в ч. 4 Гражданского кодекса РФ, стараются апеллировать именно к ней. При наличии нормальной доказательной базы судом выносится решение о запрете использования доменного имени и о выплате компенсации за причиненный ущерб пострадавшей стороне. Суммы компенсации обычно исчисляются сотнями тысяч рублей.

При этом в большинстве случаев в роли ответчиков выступают как раз компании, регистрировавшие доменные имена, аналогичные товарным знакам более успешных компаний с целью быстрого привлечения клиентов и получения более высоких доходов. Естественно, что суды прекрасно понимают подобную мотивацию и выносят решения, даже при отсутствии доменного имени в перечне средств индивидуализации товаров и услуг в гражданском законодательстве.

Впрочем, стоит отметить, что компания, добросовестно занимающаяся предпринимательской деятельностью, обладает правом на оспаривание в судебном порядке самого факта регистрации товарного знака, аналогичного используемому ею доменному имени. Согласно ст. 1512 ГК РФ, существуют определенные основания для оспаривания регистрации товарного знака, включая доказательства факта недобросовестной конкуренции со стороны правообладателя, а также введение потребителей в заблуждение относительно товара, услуги, производителя или поставщика товара.