Скорректированы права и обязанности налоговиков и налогоплательщиков

| статьи | печать

Федеральным законом от 17.02.2021 № 6-ФЗ (далее — Закон № 6-ФЗ) в Налоговый кодекс внесены изменения, касающиеся срока хранения документов, обжалования решений и действий (бездействия) налоговиков, обязанностей банков по предоставлению документов, а также ряд других поправок. Все они вступят в силу 17 марта 2021 г.

Хранение документов

Действующими редакциями подп. 8 п. 1 ст. 23 и подп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ установлено, что налогоплательщики и налоговые агенты обязаны обеспечивать сохранность документов бухгалтерского и налогового учета, а также других документов, необходимых для исчисления, удержания и уплаты налогов, в течение четырех лет. Между тем согласно Перечню типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденному приказом Росархива от 20.12.2019 № 236, хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета, счета-фактуры, книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, нужно в течение пяти лет (подробнее о сроках хранения документов см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 06, 2020).

Теперь это противоречие устранено. В новых редакциях подп. 8 п. 1 ст. 23 и подп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ срок хранения документов бухгалтерского и налогового учета, а также других документов, необходимых для исчисления, удержания и уплаты налогов, увеличен до пяти лет.

Обжалование

Обжалование решений, действий или бездействия налоговиков производится путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. Перечень случаев, когда жалоба оставляется без рассмотрения, приведен в п. 1 ст. 139.3 НК РФ. В него добавлены новые позиции, согласно которым жалоба не рассматривается, если:

  • до принятия решения по жалобе налоговый спор о том же предмете и по тем же основаниям был разрешен судом (подп. 6 п. 1 ст. 139.3 НК РФ);

  • жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя лица на ее подписание (подп. 7 п. 1 ст. 139.3 НК РФ);

  • до принятия решения по жалобе организация, подавшая жалобу, исключена из ЕГРЮЛ или ликвидирована либо получены сведения о смерти или об объявлении умершим физического лица, подавшего жалобу, и при этом спорное правоотношение не допускает правопреемства (подп. 8 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

Новой редакцией п. 2 ст. 139.3 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных подп. 6 и 8 п. 1 этой статьи, налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения в течение пяти дней со дня получения информации о наличии указанных в данных подпунктах обстоятельств. Отметим, что оставление жалобы без рассмотрения в случае, указанном в подп. 7 п. 1 ст. 139.3 НК РФ, производится в общем порядке — в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы.

Одним из оснований для оставления жалобы без рассмотрения согласно подп. 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ является выявление того, что ранее уже подавалась жалоба по тем же основаниям. В новую редакцию этой нормы внесено уточнение «за исключением случая, если после ее рассмотрения разрешен спор о том же предмете и по тем же основаниям в порядке, предусмотренном главой 20.3 настоящего Кодекса». Отметим, что глава 20.3 НК РФ посвящена взаимосогласительной процедуре в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения. Таким образом, если после разрешения спора в рамках такой взаимосогласительной процедуры налогоплательщик подал повторную жалобу по тем же основаниям, вышестоящий налоговый орган должен будет ее рассмотреть.

Сейчас Налоговым кодексом не предусмотрена возможность приостановки рассмотрения жалобы. Новой редакцией п. 1 ст. 140 НК РФ определено, что лицо, подавшее жалобу, до принятия по ней решения вправе обратиться с ходатайством о приостановлении рассмотрения жалобы полностью или в части в целях представления дополнительных документов (информации), но не более чем на шесть месяцев. В течение пяти дней со дня получения указанного ходатайства вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение о приостановлении рассмотрения жалобы или об отказе в приостановлении. Информация о принятом решении сообщается лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней.

Кроме того, согласно новой редакции п. 2 ст. 140 НК РФ рассмотрение жалобы может быть приостановлено по решению вышестоящего налогового органа:

  • до разрешения дела о том же предмете и по тем же основаниям арбитражным судом, судом общей юрисдикции;

  • в случае невозможности рассмотрения жалобы до разрешения другого дела судом в конституционном, гражданском, арбитражном, административном, уголовном судопроизводстве;

  • до рассмотрения заявления о проведении взаимосогласительной процедуры в порядке, предусмотренном главой 20.3 НК РФ.

Утрачивает силу п. 4 ст. 140 НК РФ. В соответствии с ним документы, поданные вместе с жалобой или позднее, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, обратившееся с жалобой, пояснило причины, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется. Таким образом, вышестоящий налоговый орган будет обязан рассматривать все документы, поданные вместе с жалобой или в ходе ее рассмотрения, без объяснения причин, по которым эти документы ранее не представлялись инспекции.

Если в ходе рассмотрения жалобы были представлены дополнительные документы, сроки принятия решения по жалобе исчисляются с момента получения указанных документов вышестоящим налоговым органом. Такое дополнение внесено в п. 6 ст. 140 НК РФ.

Обратите внимание, что все вышеуказанные новации применяются в отношении жалоб, поданных после дня вступления в силу Закона № 6-ФЗ, то есть после 17 марта 2021 г. (п. 3 ст. 2 Закона № 6-ФЗ).

Документы по запросу налоговиков

Новым п. 2.1 ст. 86 НК РФ введена обязанность банков представлять в течение трех дней со дня получения запроса налогового органа:

  • копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, и копии доверенностей на совершение таких действий;

  • копии документов по открытию, ведению и закрытию счета клиента (включая договор на открытие счета, заявление на открытие (закрытие) счета, договор на обслуживание с использованием системы «клиент — банк», документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета);

  • копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;

  • информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях, представителях клиента.

Эти копии документов и информацию налоговики могут запросить при:

  • проведении налоговой проверки;

  • истребовании документов у контрагента проверяемого лица;

  • вынесении решения о взыскании налога и (или) блокировке счета;

  • получении запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Прочие поправки

При проведении налоговой проверки налоговики смогут истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, не только у контрагентов, но и у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг. При этом документы (информация), связанные с ведением реестра владельцев ценных бумаг, могут быть истребованы в соответствии с запросом уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Соответствующие дополнения внесены в п. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ.

В пункте 3 ст. 25.14 НК РФ уточнено, что для целей представления уведомления об участии в иностранных организациях в связи с изменением доли участия применяется значение изменения доли участия в такой иностранной организации с точностью до двух знаков после запятой, при этом округление второго знака после запятой производится по правилам математического округления.