«Момент в истории, полный опасностей и надежд»

| статьи | печать
«Момент в истории, полный опасностей и надежд»

Наступает печальная годовщина начала пандемии COVID-19. Глубина и скорость падения глобальной экономики за прошедший год стали беспрецедентными со времени Второй мировой войны. Вместе с тем центральные банки крупнейших стран «заливали пожар» кризиса денежными вливаниями в размере 16 трлн долл., что позволило предотвратить гораздо худший сценарий. Теперь, по выражению Франклина Рузвельта, наступает «момент, полный опасностей и надежд». Международные и отечественные экспертные центры призывают правительства очень осторожно и постепенно сворачивать госпрограммы поддержки, чтобы не «торпедировать» начавшийся экономический рост.

Российская экономика перенесла уходящий кризис существенно мягче, чем большинство стран мира. Влияние эпидемиологического кризиса проявилось через четыре основных канала. Во-первых, распространение коронавируса и ограничительные меры на территории России привели к сильному сокращению потребительского спроса за счет снижения доходов и роста склонности к сбережению.

Во-вторых, те же причины вызвали шок предложения: производственная деятельность осложнилась в результате разрыва и изменения цепочек добавленной стоимости, вынужденной реструктуризации экономики, необходимости обеспечивать эпидемиологическую безопасность.

В-третьих, общемировой характер кризиса вызвал существенное падение объемов экспорта как энергетических товаров (прежде всего в силу соглашения ОПЕК+ о снижении нефтедобычи), так и неэнергетической продукции, а также услуг.

В-четвертых, наблюдалось обрушение цен на нефть, скорректированное сделкой ОПЕК+, а также снижение цен на другие товары и услуги российского экспорта. Так, по сравнению с 2019 г. нефть марки Urals подешевела на треть — с 64 до 42 долл. за баррель.

Сильнее всего кризис повлиял на отечественную экономику через канал внутреннего спроса со стороны населения и предприятий, прежде всего — через потребительскую активность. Конечное потребление населения сократилось в 2020 г. на 8,6%, что внесло отрицательный вклад в прирост ВВП в размере 4,4 п.п.

«С одной стороны, тяжелая эпидемиологическая обстановка спровоцировала несколько шоков, больно ударивших по экономике, особенно по ее отдельным секторам, — отмечает эксперт ВШЭ Николай Кондра­шов. — С другой стороны, действие бюджетного правила и проведение политики таргетирования инфляции помогли подготовиться к такому вызову, а принятые государством антикризисные меры заметно смягчили падение. По итогам 2020 г. было зафиксировано снижение ВВП на 3,1%, что оказалось благоприятнее прогнозов».

В начале текущего года отечественная экономика вышла на траекторию восстановительного роста.

Положительную динамику, по оценке ученых «Вышки», показывают все базовые сектора экономики, в том числе потребительский сегмент, что с учетом специфики кризиса 2020 г. имеет решающее значение. Эксперты ВШЭ надеются, что в 2021 г. экономический рост составит порядка 3,5%, что существенно выше прежних прогнозов (более подробно см. материал на с. 4 этого номера «ЭЖ»).

Глобальная экономика также демонстрирует позитивный тренд. «Хорошая новость заключается в том, что мировая экономика обрела более устойчивую основу, — подчеркивает глава МВФ Кристалина Георгиева. — Миллионы людей получают вакцины, дающие надежду на возвращение к нормальной жизни и возможность обнять друзей и родных». В развитии глобальной экономики наступил, по выражению Франклина Рузвельта, «момент, полный опасностей и ­надежд».

Чтобы избежать опасности нового спада мировой экономики и поддержать надежды на устойчивый рост, по оценке МВФ, необходимо очень осторожно сворачивать государственные программы поддержки бизнеса и социальной сферы. Нужно смягчить воздействие перемен в экономической политике на работников, касающихся поддержки доходов, адресных субсидий на наем, переобучение и переквалификацию сотрудников.

Следует дополнительно поддерживать жизнеспособные малые и средние предприятия путем вливания капитала и повышения эффективности процедур банкротства. МСП — самые крупные работодатели в мире. Однако, как показывают исследования Фонда, по мере сворачивания мер поддержки доля несостоятельных МСП может резко возрасти в текущем году, что угрожает потерей одного из десяти рабочих мест в этом жизненно важном секторе экономики.

«Мы должны инвестировать в будущее, — уверена г-жа Георгиева. — Кризис наглядно продемонстрировал важность готовности к пандемии и в более широком плане — к инвестициям в обеспечение устойчивости, особенно к климатическим шокам. Набирает темп движение в сторону более „зеленой“, умной и инклюзивной экономики».

К настоящему времени на климатические нужды и «зеленое» финансирование была потрачена лишь небольшая часть бюджетного стимула. Но тенденция разворачивается, и для этого есть все основания.

Скоординированные меры по стимулированию инвестиций в экологичную инфраструктуру, наряду с системой установления тарифов за выбросы углерода, могут в течение следующих 15 лет ускорить рост мирового ВВП на 0,7% в год и создать миллионы рабочих мест.

Кроме того, важно использовать потенциал для цифровизации. В ходе проведенного недавно обследования Фонда примерно 50% покупателей сообщили, что они используют цифровые платежи чаще, чем до пандемии. Все больше центральных банков рассматривают вопрос о введении цифровых валют, способных привести к трансформации международной валютной системы. Инвестиции в цифровую инфраструктуру могут помочь преобразовать нашу экономическую систему за счет ускорения производительности и повышения уровня жизни.

Для того чтобы раскрыть этот потенциал, необходимо совершенствовать инфраструктуру наряду с расширением доступа к интернету и повышением инвестиций в образование и здравоохранение населения. Для этого потребуются достаточные государственные доходы и перестройка национальных налоговых систем с учетом реалий XXI века. Во многих случаях это означает переход на прогрессивное и более справедливое налогообложение.

Эти усилия должны сопровождаться модернизацией международного налогообложения корпораций в рамках многосторонних усилий, гарантирующих, что высокорентабельные компании уплачивают налоги на тех рынках, где они ведут хозяйственную деятельность. Это также будет способствовать укреплению государственных финансов, особенно в более бедных странах.