Особенности учета транспортных расходов в таможенной стоимости

| статьи | печать

Правильно рассчитать таможенную стоимость непросто. Ведь она состоит не только из цены, которую покупатель обязан заплатить продавцу по контракту. В таможенную стоимость дополнительно включаются иные расходы покупателя, перечисленные в ст. 19.1 Закона от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе». Это, в частности, транспортные расходы на доставку товара до территории РФ. Именно они могут существенным образом повлиять на величину таможенной стоимости и, как следствие, на размер таможенных платежей. Важность транспортных расходов заключается еще и в том, что ошибка в определении их величины либо невключение их части в таможенную стоимость влекут отказ таможни в применении первого метода определения таможенной стоимости, который дает импортеру максимальную экономию на таможенных платежах.

Однако законодательство допускает вольности в трактовке тех расходов, которые могут быть отнесены к транспортным. Рассмотрим спорные ситуации.

 

К сведению

Согласно подп. 5 и 6 п. 1 ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе таможенная стоимость должна включать:

расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;

расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ.

 

Самовывоз

Зачастую, когда покупатель сам отвечает за транспортировку товара (например, товар продается на условиях самовывоза со склада продавца на условиях FCA), он не обращается к перевозчику, а доставляет товар собственными силами. Для этого он командирует своего сотрудника на служебном автотранспорте. Включаются ли такие расходы в таможенную стоимость и как они рассчитываются?

Да, такие расходы обязательно учитываются при определении таможенной стоимости, поскольку Закон от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее — Закон о таможенном тарифе) не разделяет статус транспортных расходов при самостоятельной перевозке или использовании услуг профессиональных перевозчиков.

Подобные расходы рассчитываются на основе тарифов, прейскурантов транспортных (экспедиторских) организаций, осуществляющих грузоперевозки по соответствующему маршруту. Допускается также рассчитывать расходы по доставке импортных товаров путем калькулирования соответствующих затрат покупателя.

Более того, даже если для перевозки товара сотрудник организации-покупателя использует не служебный транспорт, а покупает билет на поезд или самолет (и перевозит товар в виде багажа), то стоимость билетов также включается в таможенную стоимость (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 11.02.2005 № Ф09-195/05-АК).

Однако сотруднику в командировке положены еще и суточные. Включаются ли они в расходы по перевозке и соответственно в таможенную стоимость?

Таможня настаивает на их учете. А вот судебная практика противоречива.

Например, ФАС Московского округа в постановлении от 19.10.2007 № КА-А40/10111-07 пришел к выводу, что все командировочные расходы должны быть включены в расходы по доставке товара.

ФАС Северо-Западного округа последовательно придерживается иной позиции. Так, в постановлении от 18.12.2008 № А44-2902/2008 суд указал, что, как следует из определения, данного в ст. 168 Трудового кодекса РФ, суточные — это дополнительные расходы, связанные с проживанием работника вне места постоянного жительства. Такое определение не соответствует определению расходов по перевозке (транспортировке), приведенному в Законе о таможенном тарифе. Согласно п. 3 ст. 19.1 данного закона иные начисления к цене товара не допускаются, за исключением перечисленных в законе.

Об обоснованности включения суточных в расходы по транспортировке товара при самовывозе необходимо спорить. Ведь сотрудник может быть отправлен в служебную командировку не только для того, чтобы транспортировать товар, а, например, для заключения договора с перевозчиком. И в этом случае суточные не подлежат включению в таможенную стоимость, поскольку непосредственно к перевозке товара сотрудник отношения не имеет.

К примеру, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 25.06.2007 № А78-6101/06-С2-27/368-Ф02-3767/07 отказал во включении в таможенную стоимость расходов на командирование организацией своих специалистов в КНР для получения образцов товара для сертификации и получения товара, расходов по переводу документов с китайского языка на русский и их нотариальному заверению, расходов по оформлению товара на таможенной территории иностранного государства (расходы по инспектированию товара).

Затраты на хранение

Рассмотрим такую ситуацию. Продавец поставляет продукцию до склада на территории иностранного государства, где товары хранятся какое-то время за счет покупателя, который впоследствии ввозит их в Россию. Включаются ли в транспортные расходы затраты на хранение товара?

Таможня конечно же требует включения, ссылаясь на формулировку подп. 6 п. 1 ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе: «Расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой)…». К иным операциям и относят хранение товара.

Однако, на наш взгляд, это незаконно. Хранение не может быть отнесено к операциям, связанным с перевозкой товаров, поскольку в период их хранения собственно перевозки не происходит (как, например, в случае перегрузки товара). Кроме того, хранение требует заключения отдельного договора, который не связан с договором перевозки.

Сомнения таможни и запрашиваемые документы

Если с перевозчиком расплачивается сам покупатель, то очевидно, что таможня вправе запросить у него любые платежные и бухгалтерские документы, подтверждающие расходы. Сложнее, если перевозку оплачивает продавец, но покупатель фактически возмещает данные затраты при оплате товара.

Приказом ФТС России от 25.04.2007 № 536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» установлено следующее. Декларант должен представить таможне договор по перевозке (договор транспортной экспедиции), погрузке, выгрузке или перегрузке товаров, счет-фактуру (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, выгрузку или перегрузку товаров или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта) только в том случае, если транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ.

Можно сделать вывод, что таможня не имеет права требовать представления документов относительно расходов по доставке товаров, если такие расходы уже включены в цену, подлежащую уплате продавцу.

А что служит доказательством включения расходов на доставку в цену договора?

Таможня требует прямого указания на это в тексте договора и выделения затрат на доставку в инвойсе и товаросопроводительных документах. Правомерно ли это?

Суды дают однозначный ответ: нет. По их мнению, единственным достаточным доказательством является указание в договоре на условия поставки (согласно Инкотермс). Если исходя из выбранного сторонами и указанного в контракте базисного условия поставки (например, CIF, CPT, CFR) издержки, связанные с перевозкой груза возлагаются на продавца и включаются в цену товара, уплачиваемую покупателем, то у таможни нет оснований подвергать сомнению факт включения транспортных расходов поставщика в цену товара. К такому выводу пришли, например, ФАС Поволжского округа от 13.02.2008 № А06-4583/07-18 и от 19.08.2008 № А12-1686/08, ФАС Дальневосточного округа от 20.02.2008 № Ф03-А59/08-2/89, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.07.2008 № Ф08-4041/2008.

В таком случае и выделения отдельной строкой транспортных расходов в инвойсе или товаросопроводительных документах не требуется. Так решил ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 15.01.2009 № Ф03-5702/2008. А в постановлении от 09.12.2008 № Ф03-5460/2008 этот же суд добавил, что отражение в счете-фактуре сведений о включении в цену всех составляющих, которые несет продавец, нормативными актами не предусмотрено. Так, Таможенный кодекс РФ не предусматривает никаких требований к счетам-фактурам (инвойсам), констатируя только в п. 29 ст. 11, что они относятся к коммерческим документам, которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. А согласно части 5 ст. 169 Налогового кодекса РФ в счете-фактуре должны быть указаны сведения о количестве поставляемых по нему товаров, исходя из принятых единиц измерения, о цене за единицу измерения по договору без учета налога. И все.

Но не стоит забывать и о другом аргументе: таможня вправе запрашивать только те документы, которые имеются у участника ВЭД.

Так, если поставка товаров осуществляется на условиях СРТ-Москва, то продавец сам обязан заключить договор перевозки товаров до Москвы, а также оплатить всю стоимость перевозки. Причем, если внешнеторговым договором не предусмотрено иное, расходы по перевозке от места отправления до Москвы включены в цену товара.

Таким образом, поскольку покупатель товара не заключал договор перевозки, он не располагает информацией о стоимости перевозки товара до места назначения и не может документально подтвердить расходы по перевозке товаров, понесенные поставщиком, так как данные документы отсутствуют у компании в силу объективных причин. Следовательно, и запрашивать такие документы таможня не имеет право1.

Кстати

Даже если у вас нет запрашиваемых документов, не забывайте отвечать таможне в письменной форме и объяснять причины, по которым такие документы не могут быть представлены. Увы, так обязывает поступать ст. 323 Таможенного кодекса РФ.

 

НДС не в счет

В случае если перевозчиком (экспедитором) является российская организация, то при расчетах с перевозчиком импортер уплачивает в том числе НДС. Включается ли его сумма в транспортные расходы?

Казалось бы, такого вопроса вообще не должно возникать, ведь согласно подп. 3 п. 7 ст. 19 Закона о таможенном тарифе в таможенную стоимость товаров не включаются пошлины, налоги и сборы, взимаемые в РФ при условии их выделения из цены, фактической уплаты и документального подтверждения.

Однако таможенники пользуются незнанием участниками ВЭД законодательства и, ссылаясь на письмо ФТС России от 30.03.2005 № 01-06/9713 «О направлении обзора практики рассмотрения жалоб на решения о корректировке таможенной стоимости», настаивают на том, чтобы НДС, уплачиваемый российским перевозчикам, обязательно включался в таможенную стоимость.

Дело в том, что в указанном письме ФТС России содержится ссылка на утратившую силу редакцию Закона о таможенном тарифе, в которой еще не было прямого ответа на рассматриваемый вопрос. Изменения были внесены еще в 2005 г.

Но, несмотря на это, таможенники продолжают действовать по старинке. Поэтому Минфин вынужден был выпустить письмо от 20.02.2008 № 03-07-08/35, в котором однозначно заявил, что сумма НДС, уплачиваемого импортером российскому перевозчику, не включается в таможенную стоимость.

 

***

Мы рассмотрели наиболее распространенные спорные ситуации, возникающие при определении транспортных расходов.

Но было бы гораздо лучше, если бы законодатель четко перечислил виды расходов, учитываемых при расчете таможенной стоимости.

Правда, как показывает практика, дело даже не в формулировках, а скорее в их трактовке таможенными органами. Изменить их подходы к определению таможенной стоимости может только активная защитная позиция участников ВЭД.

 

1 О том, что таможня вправе запрашивать у участника ВЭД только документы, содержащие сведения о таможенной стоимости, которыми в силу закона или обычая делового оборота он должен или может располагать, см., например, в постановлениях ФАС Центрального округа от 15.10.2007 № А35-7633/06-С26, ФАС Московского округа от 28.06.2007 № КА-А41/3928-07.