«Добровольная» ликвидация общества с долгами по налогам прошлых лет

| статьи | печать

Общество имеет долг по пеням по налогу на прибыль, начисленным в 1998 г. в результате зачета налога за период, в котором отчитывались по одному КБК, а перечисляли на другой. Налог был перечислен вовремя. Требования об уплате пеней и принудительном их взыскании налоговой инспекцией не выставлялись.

Как «добровольно» ликвидировать общество с единственным кредитором, которым является налоговая инспекция?

Л. Замятина, Москва

 

В данном случае терять время, чтобы сначала оспаривать начисление пеней, а затем начинать процедуру ликвидации общества, не стоит. Срок исковой давности уже истек, и суд скорее всего откажет в рассмотрении иска. Лучше это делать в процессе ликвидации.

Добровольная ликвидация общества осуществляется по решению учредителей или акционеров и при наличии денежных средств либо иного имущества, за счет которых можно рассчитаться с кредиторами, или вообще при отсутствии кредиторов (ст. 92 и 104 ГК РФ).

Для этого участникам или акционерам общества (в зависимости от организационно-правовой формы) на общем собрании необходимо принять решение о ликвидации и назначить ликвидационную комиссию. О предстоящей ликвидации общество должно уведомить налоговый орган в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения.

Налоговая инспекция проведет выездную ликвидационную проверку (п. 11 ст. 89 НК РФ). Согласно ст. 100 и 101 НК РФ в акте выездной проверки и решении, принятом по ее результатам, налоговые органы укажут на выявленные в проверяемом периоде нарушения налогового законодательства, к которым относится неуплата налогов и пеней. Поскольку спорные пени до сих пор налоговиками не списаны и числятся на лицевом счете общества, их зафиксируют в акте и решении выездной проверки.

В этом случае можно оспорить вынесенное решение в части неправомерного указания в нем спорных пеней в связи с истечением общего трехлетнего срока взыскания недоимки. Однако вопрос применения этого срока исковой давности неоднозначен. Некоторые арбитражные суды не применяют его, обосновывая свою позицию тем, что нормы ст. 196 ГК РФ не распространяются на налоговые правоотношения. Истечение срока не освобождает налогоплательщика от обязанности добровольно уплатить налог и пени (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.03.2005 № Ф04-822/2005(8936-А75-35)). Другие, напротив, применяют этот срок (постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.12.2004 № Ф03-А51/04-2/3660, постановление ФАС Уральского округа от 17.04.2006 по делу № Ф09-1921/06-С2).

Поскольку указанный вариант может не привести к желаемому результату, лучше обжаловать само требование об уплате пеней. Признание арбитражным судом такого требования недействительным лишит налоговый орган права взыскать спорную недоимку.

Требование выставляется по результатам выездной проверки в течение десяти дней с момента вступления в силу решения о привлечении или отказе в привлечении к ответственности, которое начинает действовать по истечении десяти дней с момента его вручения налогоплательщику (п. 1 ст. 70 и п. 9 ст. 101 НК РФ). Здесь есть один нюанс. В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате недоимки выставляется в течение трех месяцев со дня ее выявления. Десятидневный срок установлен только для требований, выставляемых по результатам проверки. Спорные пени были выявлены (начислены) не в ходе ликвидационной проверки, а в 1998 г. Поэтому требование об их уплате должно было быть выставлено в том же году. Нарушение срока выставления требования позволяет обществу оспорить его в арбитражном суде.

По результатам ликвидационной проверки налоговая инспекция, руководствуясь ст. 46 НК РФ, может принять решение о принудительном взыскании спорной недоимки за счет денежных средств на расчетных счетах общества. Оно принимается не позднее двух месяцев с даты, указанной в требовании об уплате недоимки, и в случае нарушения срока считается недействительным. Поскольку в рассматриваемой ситуации решение о принудительном взыскании пеней, начисленных в 1998 г., нарушает данный срок, организации необходимо оспорить вынесенное решение. Судебная практика по этому вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков (Определение ВАС РФ от 30.10.2008 № 13977/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2008 по делу № А05-10859/2007, ФАС Московского округа от 08.05.2007-16.05.2007 № КА-А40/3778-07).

В противном случае в течение месяца с даты принятия решения налоговая инспекция направит в банк инкассовое поручение о списании денежных средств со счета общества, которое банк обязан исполнить (п. 4 ст. 46 НК РФ).

Помимо уведомления налоговой инспекции общество обязано разместить в Вестнике государственной регистрации сообщение о предстоящей ликвидации с указанием адреса и срока для направления кредиторами своих требований, который не должен быть менее двух месяцев. Данная обязанность установлена в ст. 63 ГК РФ.

В течение этого срока налоговая инспекция наравне с другими кредиторами должна направить обществу требование о включении спорных пеней в реестр требований кредиторов при условии, что судебные решения были вынесены в ее пользу.

Если налоговики не направят требование, ликвидационная комиссия завершит ликвидацию и исключит организацию из ЕГРЮЛ. Однако регистрирующий орган (он же налоговый орган) может отказать в этом в связи с наличием задолженности по пеням.

Оспорить подобное решение можно только в судебном порядке. Вместе с тем сложившаяся судебная практика неоднозначна: с одной стороны, суды признают отказы неправомерными (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.10.2008 № Ф04-6226/2008(13352-А03-38)), с другой — считают, что, если налогоплательщик знает о наличии недоимки, налоговому органу не обязательно высылать требование кредитора (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.12.2005 № А33-7894/05-Ф02-6116/05-С2).

В случае получения требования налоговой инспекции о включении в реестр кредиторов ликвидационная комиссия вправе отказаться от его включения в реестр и удовлетворения. В обоснование она может сослаться на истечение трехлетнего срока исковой давности. Если налоговый орган не обжалует данное решение в судебном порядке, недоимка считается погашенной в силу п. 6 ст. 64 ГК РФ (постановления ФАС Центрального округа от 19.03.2008 по делу № А68-462/07-15/12, ФАС Северо-Западного округа от 07.09.2005 № А05-12741/04-8). Спорные пени признаются погашенными и в случае обжалования налоговиками отказа, если суд примет решение в пользу общества (п. 6 ст. 64 ГК РФ).