Законодательный портфель («Ваш партнер-консультант», № 09, 2009 г.)

| статьи | печать
Законодательный портфель («Ваш партнер-консультант», № 09, 2009 г.)

Для стройки «безвластной» земли не останется, и не только…

Законодатель, проанализировав практику применения Градостроительного кодекса РФ, решил уточнить компетенции органов власти в вопросах выдачи разрешений на строительство. Соответствующий законопроект поступил на рассмотрение в Госдуму. 

В законопроекте предполагается уточнить формулировку ст. 51 ГрК РФ. В настоящий момент по общему правилу разрешение на строительство выдает орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ). Однако из этого правила есть исключения для земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых они не устанавливаются. Согласно части 5 ст. 51 ГрК РФ в отношении таких участков разрешение на строительство выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Вместе с тем компетенция этих органов власти законодательством не определена, за исключением случаев строительства автомобильных дорог общего пользования и строительства на земельных участках в границах особых экономических зон.

«Безвластными» оказались земельные участки в границах территорий общего пользования, занятые линейными объектами, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Кроме того, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, покрытых поверхностными водами, запаса, особо охраняемых природных территорий (кроме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

В результате на практике возникли затруднения при определении органа, уполномоченного выдавать разрешение на строительство на перечисленных земельных участках.

В целях устранения возникших сложностей законопроект предлагает непосредственно в ГрК РФ установить компетенцию органов власти по выдаче разрешений на строительство в отношении выпавших из-под законодательного ока земельных участков. Распределение компетенции будет зависеть от границ территории, на которой планируется строительство, и (или) уровня значимости самих объектов строительства.

Кроме того, ряд предлагаемых законопроектом изменений направлен на совершенствование системы саморегулирования в области строительства, которая вводится в полном объеме с 1 января 2010 г. В частности, с целью сохранения присутствия малого бизнеса в сфере строительства предлагается изменить ст. 55.2 и 55.4 ГрК РФ, а именно сократить вдвое минимальные размеры взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации для ее членов, являющихся субъектами малого предпринимательства. Например, для лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации, размер взноса составит не менее 250 тыс. руб. (для всех остальных — 500 тыс. руб.), а если предусмотрена обязанность страхования гражданской ответственности — не менее 100 тыс. руб.

Предлагается также внести изменения в Закон о введении в действие Жилищного кодекса РФ и Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в частности снять ограничение по территории, в рамках которой может предоставляться жилье гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда, занимаемого по договору социального найма. Сейчас такое жилье может предоставляться только внутри границ населенного пункта, где расположены изымаемые под снос жилые помещения. В этих случаях предоставляться жилье будет гражданам (правда, с их согласия) «в любом населенном пункте субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение». Другими словами, если изымаемое аварийное жилье находится в г. Мытищи Московской области, то сейчас власти могут предложить взамен квартиру только в этом же городе, а с принятием поправок квартира может находиться в любом другом городе Подмосковья. Инициаторы законопроекта отмечают, что существующее ограничение препятствует эффективной реализации региональных адресных программ по переселению граждан. По-нашему мнению, предлагаемое улучшение сомнительно.

Следует также отметить, что данным законопроектом предусмотрена отмена предельных сроков признания жилых помещений аварийными. Сейчас аварийным, то есть подлежащим сносу, является жилье, если оно признано таковым до 1 января 2007 г. или в определенных законом случаях до 1 января 2009 г. Предлагается ввести в оборот понятие аварийного жилья без указания сроков принятия решения о его статусе.

(Проект № 167901-5)

 

Органы местного самоуправления не будут участвовать в развитии территорий региональных столиц  

Депутаты решили пересмотреть полномочия органов местного самоуправления в вопросах управления развитием территорий, а точнее, ограничить их с помощью внесения соответствующих поправок в Градостроительный, Земельный и Жилищный кодексы. 

В настоящее время в соответствии с Градостроительным, Земельным и Жилищным кодексами РФ в отношении застроенной территории, на которой расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, либо снос или реконструкция которых планируются на основании адресных муниципальных программ, при соблюдении определенных условий органами местного самоуправления может быть принято решение о развитии застроенной территории.

На его основании органы местного самоуправления проводят открытый аукцион, по итогам которого заключают договор с победителем. После исполнения инвестором-застройщиком обязательств по планировке и межеванию застроенной территории, расселению и сносу объектов органы местного самоуправления (а если распоряжение земельными участками передано на уровень субъекта РФ, что допускается только в отношении территории их административных центров (столиц), то уполномоченные исполнительные органы субъекта РФ) предоставляют ему земельные участки в собственность или аренду без проведения торгов.

В результате, несмотря на закрепление соответствующих полномочий органами власти субъектов РФ, все принципиально значимые решения — о развитии территории, выборе инвестора, условиях договора — принимаются органами местного самоуправления. Власти субъекта РФ в этом случае обязаны автоматически издать акт о предоставлении земельного участка лицу, выбранному органами местного самоуправления, и под проекты, выбранные ими же.

Поскольку в настоящее время каких-либо механизмов влияния на решения органов местного самоуправления в процессе развития застроенной территории законодательством не предусмотрено, предлагается перераспределить властные полномочия между органами власти субъектов РФ и местного самоуправления в вопросах управления развития застроенной территорией.

Решение данных вопросов планируют передать органам власти субъектов РФ в тех случаях, когда речь идет о территории административных центров (столиц) субъектов РФ.

(Проект № 167908-5)

 

Чинить препятствия временной администрации финорганизации уголовно наказуемо 

За незаконное препятствование работе временной администрации финансовой организации в случаях, когда функции руководителя финансовой организации возложены на руководителя временной администрации, будут привлекать к административной или уголовной ответственности.

Действующие редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают только ответственность за воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего и временной администрации кредитной организации.

Необходимость дополнить эти кодексы связана с другим законопроектом (№ 100311-5 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об организации страхового дела в Российской Федерации“ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»). В нем закреплено введение временной администрации финансовых организаций, к которым причислены страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды и др. При этом функции данной администрации во многом аналогичны функциям временной администрации кредитной организации. Ее предлагается наделить такими полномочиями, как дача обязательных к исполнению распоряжений сотрудникам финансовой организации, получение от органов управления финансовой организации необходимой информации и документов, касающихся ее деятельности, обеспечение сохранности имущества и активов, проведение анализа финансового состояния, контроль за выполнением финансовой организацией плана мер по предупреждению банкротства.

Реализация названных полномочий возможна только в случае надлежащего исполнения обязанностей руководителем финансовой организации, в том числе предоставления необходимой информации временной администрации, которое должно обеспечиваться нормами об административной и уголовной ответственности за незаконное воспрепятствование ее деятельности.

Совершенствование статей Ко АП РФ и УК РФ, устанавливающих ответственность за преступления и правонарушения в области банкротства, должно привести к повышению эффективности охраны собственности и предупреждению преступлений и правонарушений в указанной сфере.

Изменения, в частности, предлагается внести в ст. 14.13 КоАП РФ («Неправомерные действия при банкротстве»), ст. 14.14 Ко АП РФ («Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации») и в ст. 195 УК РФ («Неправомерные действия при банкротстве»), распространив их действие на временную администрацию финорганизации.

(Проект № 168742-5)