Управление производительностью труда

| статьи | печать
Управление производительностью труда

Несмотря на рост объемов ВВП и улучшение инвестиционного климата в стране за последние годы, производительность в целом по отраслям, как ни парадоксально, неизменно сокращалась. Устарели нормы выработки и другие нормативные материалы, разработанные в централизованном порядке. Значительно сокращена численность специалистов по трудовому нормированию. Все это привело к ситуации, когда рост заработной платы перестал быть адекватным величинам производительности и эффективности труда.

 

В период рыночных реформ и преобразований предприятия и организации промышленности, торговли и других отраслей практически перестали обращать внимание на рост производительности труда и необходимость обеспечения темпов его повышения в большей степени, чем увеличение заработной платы. А ведь несоблюдение именно такой пропорции ведет к удорожанию товаров и услуг, росту доли импорта, а также к раскручиванию инфляции вместо ее обуздания.

Нормы — не панацея

Показатели производительности зависят от выполнения работниками предприятий норм выработки. Однако одно только изменение этих норм в соответствии с обновленными условиями производства автоматически не приведет к росту качества труда. Это с одной стороны. С другой — введение новых технически обоснованных норм труда должно впоследствии сопровождаться повышением заработной платы, но не наоборот. В противном случае рабочие будут недостаточно мотивированы на улучшение показателей эффективности производства, а себестоимость продукции лишь возрастет.

Сам процесс нормирования труда обусловлен необходимостью оплаты работы по сдельному принципу, принятому на многих предприятиях торговли, промышленности, сферы услуг. Этот принцип на деле должен служить реализации лозунга: «Каждому — по труду», но в действительности все сложнее. Зачастую мероприятия по пересмотру и введению норм выработки и труда сводятся к манипулированию данными статистики и пространным декларациям.

В масштабах страны нормирование труда должно решать важные социально-экономические задачи:

  • обеспечивать научно обоснованную базу для планирования и организации труда на предприятии;
  • содействовать выявлению и использованию резервов роста производительности и снижения себестоимости продукции;
  • стимулировать повышение квалификации работников на основе обобщения и распространения передового производственного опыта;
  • способствовать совершенствованию оплаты труда, установлению более полного соответствия между мерой труда и мерой вознаграждения за труд.

Тем не менее не стоит преувеличивать роль нормирования и в эффективности производства. Нормирование труда при внедрении инновационных техники и технологий лишь фиксирует достигнутый экономический эффект и почти никак не влияет на его величину. Среди других факторов, составляющих рост эффективности и производительности труда на предприятиях, эксперты выделяют структурные сдвиги в производстве, повышение его технического уровня, совершенствование организации и управления и т.д.

Все это, а не только пересмотр норм выработки, должно учитываться при формировании политики модернизации современных предприятий, направленной на повышение эффективности и производительности труда и производства.

По труду и награда

Существуют четыре варианта пересмотра устаревших норм выработки:

  • введение новых норм по результатам осуществления технических и организационных мероприятий по совершенствованию производства;
  • исправление устаревших норм выработки;
  • пересмотр ошибочно установленных норм по мере их выявления;
  • снижение норм из-за их постоянного невыполнения по объективным причинам.

Пересмотр норм труда не всегда стимулирует рост его производительности. Переход на новые нормы без серьезного изменения технического уровня производства скорее всего приведет к снижению заработной платы, повышению интенсивности труда и в лучшем случае незначительному стимулированию работников к увеличению его производительности.

Перевыполнение норм выработки необходимо увязывать с изменением прибыли предприятия как единственно возможного источника повышения оплаты труда работников. А увеличение эффективности нормирования труда для стимулирования его производительности во многом зависит от активизации роли профсоюзов в этом процессе. Важно, чтобы нормы выработки в процессе переговоров не служили вечным предметом торга между работниками и работодателем, а становились результатом компромиссного решения в рамках коллективного договора.

Вместе с тем переход на сдельную оплату труда требует от экономических служб предприятий и вышестоящих организаций большего внимания и усилий, чем это происходит сейчас при простой повременной форме вознаграждения за труд. А ведь последняя ничего не сулит ни работникам с точки зрения роста заработков, ни руководству с позиций повышения производительности труда.

Огромный отечественный и зарубежный опыт сдельной оплаты труда во всех отраслях материального производства и сферы обслуживания свидетельствует об одном: люди идут на применение сдельной оплаты ради получения должного экономического эффекта. И это перекрывает все необходимые издержки, в том числе когда дело доходит до введения в штат дополнительных специалистов по нормированию труда.

В этом случае заработную плату полезно рассматривать как состоящую из двух частей: во-первых, неизменной и гарантированной, во-вторых, переменной и зависящей от достигнутых личных результатов. Через изменение переменной части (до трети заработка) предприятие самостоятельно может стимулировать рост производительности труда, повышение качества, уменьшение брака, экономию сырья, совмещение профессий, выполнение работ по планированию, контролю, управлению прямо на рабочем месте.

Современному предпринимателю важно понимать, что нормирование не во всех случаях является лучшим средством организации труда. По-настоящему заинтересованный, мотивированный, социально и организационно свободный работник-коллега может сделать больше, лучше и быстрее того, кто строго следует даже самым продуманным и технически обоснованным норам.

Чтобы в новых экономических условиях, особенно в ситуации глобального экономического кризиса, заработал механизм подготовки и внедрения норм труда, нужны высококвалифицированные специалисты-трудовики, дефицит которых резко усилился. Но и этого недостаточно — необходима продуманная, взвешенная производственная политика на государственном уровне. Следует больше разъяснять и пропагандировать, начиная от школы и кончая СМИ, вопрос о необходимости высокопроизводительного труда как непременного условия высокого уровня качества жизни.

Трудовой кодекс Российской Федерации

 

Статья 129:

«Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)».

 

Статья 132:

«Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда».

 

Статья 160:

«Нормы труда — нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы — устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда».