Мало нас кризисы тренировали

| статьи | печать
Мало нас кризисы тренировали

В начале года, начиная с 2003-го, международная организация «Грант Торнтон» оповещает мир о том, с каким настроением смотрит бизнес на годичную перспективу экономик своих стран и на дела собственные. За 7 лет исследований нынче, как и ожидалось, настроение у него самое плохое. Впрочем, есть места, где кризис встречают с оптимизмом.

Исследование охватывает частный, прежде всего средний, бизнес 36 стран, дающих в совокупности 81% мирового ВВП. Так что общий срез царящих в мире настроений среди массового бизнеса заслуживает внимания. А средний показатель между оптимистами и пессимистами упал относительно прошлого года на 56%, до –16%. Настолько доля невеселых прогнозов превысила долю оптимистичных по поводу экономических перспектив своих стран в текущем году.

Посмотрите, однако, на таблицу. Каков разброс! От +83% в Индии до –85 в Японии. Легко заметить, что в верхней ее части превалируют страны с развивающимися или переходными экономиками, а в нижней (ниже среднемирового показателя) — в большинстве с развитыми. Собственно, все международные авторитетные прогнозы такую картину и рисовали.

Мы, кстати, в верхушке на… 13-м месте. И что любопытно: подпираем группу государств, где в настрое среди бизнеса превалируют плюсы, и открываем список пессимистов (–2%). Снизу Германия, сверху Малайзия. Да уж, Евразия…

Для пущей наглядности — о динамике в БРИК. В Индии показатель оптимизма/пессимизма относительно прошлогоднего снизился на 12 п.п., до + 83%, в Бразилии — на 19 п.п., до + 50%, в Китае — на 48 п.п., до + 30%. У нас он свалился на 60 п.п., до –2%. Обратим внимание: чем больше экономика страны зависит от экспорта, тем унылее сегодня бизнесу. Наше настроение, видно, слишком уж зависит от цен на нефть.

Но будем откровенны до конца. Среди 5 российских крупнейших городов, охваченных опросом, положительный бизнес-настрой только в самом восточном, в Новосибирске (+10%). В Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге соответственно –4, –4, –6 и –2. Выходит, чем восточнее, тем оптимистичнее. Короче, стоит подумать, куда быстрее трубы тянуть: мимо Украины или вообще в другую сторону.

Что любопытно. В среднем по рассмотренным странам на первое место среди факторов, вызывающих наибольшее беспокойство, бизнес поставил снижение потребительского спроса (39%), на второе — недостаток своего кредитования (19%). У нас вроде бы должно быть если не наоборот, то немало отличаться, учитывая стоны реального сектора о недоступности кредитов. Ничуть, показатели практически те же: соответственно 41 и 18%. Может, тогда нам не финансовые тромбы пробивать, а конечный спрос стимулировать?

Что касается перспектив развития собственного бизнеса, то российские и среднемировые настроения отражают представленные диаграммы. Отметим, что лучше всего у нас дела с ростом цен на продукцию и услуги. По этому показателю наш бизнес на высоком 4-м месте, уступая только Вьетнаму, Ботсване и ЮАР. Впрочем, по росту цен у нас всегда передовые показатели. И между прочим, желание поднять в отечестве цены на 6,95% не такое уж нескромное, бывало и круче. Хотя речь-то о среднем бизнесе. Наши монополии его скромность, как водится, поправят в нужную им сторону…

Комментируя данные по российскому бизнесу, глава департамента корпоративных финансов «Грант Торнтон» в России Иван Сапронов замечает, что крутое падение настроений наших предпринимателей вызвано, в частности, малым опытом выживания в подобных мировых кризисах. Да, закалка, тренировка — ценные вещи. Однако если судить по настроению бизнеса в таких битых кризисами странах, как Япония (–85%) или Франция (–60%), то мы скорее еще не до конца испугались. Впрочем, есть и другие интересные исследования (см. стр. 4)…