А бизнес будет бороться с кризисом?

| статьи | печать
А бизнес будет бороться с кризисом?

Самой распространенной антикризисной стратегией предприятий стало сохранение нормы прибыли: компании сокращают производство и поднимают цены на реализуемую продукцию.

Реакция российских предприятий на кризис не внушает оптимизма. Несмотря на снижение цен на авиатопливо, около 10% авиакомпаний сократили количество рейсов, не дожидаясь снижения пассажиропотока, зафиксировав или даже слегка подняв стоимость билетов. Вряд ли мы дождемся и призываемого на всех углах снижения цен на жилье более чем на 30%. 

Кризис мог бы дать мощный толчок промышленному производству на экспорт и для импортозамещения, как это было после дефолта 1998 года. Девальвация валюты защищает национальных производителей лучше любых импортных пошлин.

Потенциалом для роста в начале 2000 гг. служил запас рабочих и инженерных кадров, которые передерживались на предприятиях еще с советских времен за счет неполной рабочей недели, неоплачиваемых отпусков и пр. Сегодня у предприятий нет возможности использовать подобные меры, и отток квалифицированных сотрудников может оказаться необратимым.

 Зато в отличие от 1998 г. кризис не сопровождается дефолтом (невозможностью платить по обязательствам государства). Это дало возможность сделать девальвацию рубля мягкой и предсказуемой и удержать банковский сектор, избежав масштабных банкротств, сохранив платежную систему страны и обеспечив страхование вкладов населения.

По умеренному прогнозу МЭР РФ, в 2009 г. российскую экономику ожидают следующие неприятности:

  • падение промышленного производства на 5,7% и снижение ВВП на 0,2%;
  • снижение экспорта примерно на 43%, а импорта на 16%;
  • сокращение налоговых поступлений, в первую очередь за счет предприятий ТЭК, потребует от государства более осмотрительно расходовать средства бюджета и внебюджетных фондов на поддержку кого бы то ни было;
  • рост курса бивалютной корзины по отношению к рублю, так что средний курс доллара будет не менее 35 руб;
  • снижения реальной заработной платы ожидается не меньше чем на 2,7%, что вызовет падение платежеспособного спроса населения;
  • ожидаемый уровень инфляции — не менее 13—14% в год;
  • стоимость кредитов для предприятий при официальной ставке рефинансирования 13% составит не менее 18—23% годовых, и получить их, особенно на длительный срок, будет непросто.

Для поддержки бизнеса государством запланировано:

  • рефинансирование зарубежной кредитной задолженности предприятий под залог акций или за счет передачи их государству;
  • увеличение объема госзаказа стратегическим предприятиям;
  • субсидирование отдельным отраслям и предприятиям банковской кредитной ставки до уровня ставки рефинансирования;
  • льготное кредитование ипотеки, изменения порядка выплат по ней за счет бюджетных средств для потерявших доходы, увеличение налоговых вычетов при строительстве жилья и размера государственного и муниципального жилищного заказа;
  • финансирование общественных работ и переподготовки высвобождаемых кадров;
  • сокращение арендной платы, увеличение объемов кредитования и госзакупок для малых предприятий.

Но государственные средства не смогут в полном объеме возместить падение зарубежного и внутреннего спроса на российскую продукцию и сокращение инвестиций в реальный сектор. Помощь в первую очередь планируется оказать предприятиям оборонного сектора, черной и цветной металлургии и отдельным крупным предприятиям из других отраслей. Большинству компаний справляться с кризисом придется собственными силами. И если они не придумают более конструктивные стратегии, чем возмещение потерь от ухода клиентов за счет тех, кто еще остался и не включатся в работу заодно с государством, то скорее всего кризис в России примет форму стагфляции — падения темпов роста производства при высокой инфляции и росте цен.