Пришло время прозрения

| статьи | печать
Пришло время прозрения

Каковы российские пути выхода из глобального кризиса, каким видится место России в мировой экономике в послекризисный период. Представляем читателям наиболее важные выдержки из речи главы нашего Правительства Владимира Путина на открытии Всемирного экономического форума в Давосе.

...Сегодня мир столкнулся с первым по-настоящему глобальным экономическим кризисом. Причем скорость развития кризисных проявлений бьет все рекорды.

Текущую ситуацию часто сравнивают с Великой депрессией конца 1920-х – начала 1930-х годов прошлого века. Параллели, действительно, просматриваются. Но есть и принципиальные отличия. В эпоху глобализации кризис коснулся всех, всех без исключения стран, вне зависимости от их политической или экономической системы – все оказались в одной лодке...

...Конечно, ответственные и грамотные экономисты, политики должны быть всегда готовы к такому развитию ситуации. Но все равно – он приходит неожиданно. Так же как и зима у нас в России... Так случилось и на этот раз в мировой экономике – кризис буквально висел в воздухе. Однако большинство не желало замечать поднимающуюся волну. Последние месяцы практически любое выступление на тему кризиса начи­нается с развернутой критики того, что происходило в Соединенных Штатах.

Я не намерен сейчас углубляться в эту тему. Напомню лишь, что всего год назад с этой трибуны звучали слова наших американских друзей о фундаментальной устойчивости и безоблачных перспективах экономики США. Сегодня же гордость Уолл-стрит – инвестиционные банки – практически перестали существовать. За год им пришлось признать потери, превосходящие их прибыль за четверть века. Какой масштаб! Только один этот пример лучше всякой критики отражает реальное положение дел.

Пришло время прозрения. Необходимо спокойно, без всякого злорадства, без ковыряния в этих проблемах разобраться объективно в глубинных причинах случившегося и постараться заглянуть в будущее.

С нашей точки зрения, кризис был порожден сочетанием сразу нескольких факторов.

Это провал сложившейся финансовой системы, результат низкого качества регулирования, из-за чего огромные риски оказались вне должного учета.

 

Это колоссальные дисбалансы, накопившиеся за последние годы. В первую очередь между масштабами финансовых операций и фундаментальной стоимостью активов, между возросшим спросом на кредитные ресурсы и источниками его обеспечения. Серьезный сбой дала сама система глобального экономического роста, в которой один центр практически без ограничений и бесконтрольно печатает деньги и потребляет блага, а другой производит недорогие товары и сберегает выпущенные другими государствами деньги...

Наконец, этот кризис – еще и порождение завышенных ожиданий. Были неоправданно раздуты аппетиты корпораций относительно постоянно растущего спроса. Гонка фондовых индексов и капитализации, очевидно, стала доминировать над повышением производительности и реальной эффективности компаний.

К сожалению, завышенные ожидания существовали не только в бизнес-среде. Они задавали быстрый рост стандартов личного потребления прежде всего в развитых странах. Рост, который – и это нужно прямо признать – не был подкреплен реальными возможностями. Это было незаработанное благополучие, а благополучие в долг, за счет будущих поколений.

Вся эта «пирамида ожиданий» должна была рано или поздно рухнуть, что, собственно, и происходит на наших глазах...

* * *

Разумеется, правительства всех стран, лидеры бизнеса обязаны действовать максимально решительно. Тем не менее даже в таких форс-мажорных обстоятельствах важно избегать шагов, о которых придется жалеть в будущем...

Нельзя позволить себе скатиться к изоляционизму и безудержному экономическому эгоизму. На саммите «Большой двадцатки» лидеры ведущих экономик мира договорились воздерживаться от возведения барьеров на пути мировой торговли и движения капиталов. Россия разделяет эти воззрения. И даже если в условиях кризиса определенное усиление протекционизма окажется неизбежным, что мы, к сожалению, и наблюдаем сегодня, то здесь всем нам нужно знать чувство меры.

Вторая возможная ошибка – это чрезмерное вмешательство в экономическую жизнь со стороны государств, слепая вера во всемогущество государства.

Да, усиление его роли в условиях кризиса – это естественная реакция на провалы рыночного регулирования. Однако, вместо того чтобы заняться совершенствованием рыночных механизмов, появился соблазн максимально расширить непосредственное участие государства в экономике.

Оборотная сторона антикризисных мер почти во всех странах – концентрация в руках государства избыточных активов.

В Советском Союзе в прошлом веке роль государства была доведена до абсолюта. Что в конце концов привело к тотальной неконкурентоспособности нашей экономики, мы за это дорого заплатили. Этот урок нам дорого обошелся. Уверен, никто не хотел бы его повторять.

Нельзя закрывать глаза и на то, что на протяжении последних месяцев происходит размывание духа предпринимательства. В том числе принципа личной ответственности человека-предпринимателя, инвестора, акционера – за собственные решения. Нет никаких оснований полагать, что, переложив ответственность на государство, можно достичь лучших результатов...

И еще, что касается прямой зоны ответственности государства, противодействие кризису не должно оборачиваться финансовым популизмом, отказом от ответственной макроэкономической политики. Необоснованное увеличение бюджетного дефицита, накапливание государственного долга так же разрушительны, как и авантюрная фондовая игра...

* * *

На наш взгляд, первое, что необходимо предпринять в ближайшее время, – это в самом широком смысле слова подвести черту под прошлым. Как говорится, открыть карты, выявить реальное положение дел.

Бизнесу необходимо списание безнадежных долгов и «плохих» активов. К сожалению, это придется сделать. Да, это очень болезненный и неприятный процесс. И не все на это охотно идут, опасаясь за свою капитализацию, бонусы, просто за престиж.

Но уклониться от расчистки баланса – значит, «законсервировать» и затянуть кризис. Считаю, что механизм списаний должен быть эффективным и соответствовать реалиям сегодняшнего дня, сегодняшней экономики.

Второе. Наряду с расчисткой балансов, настало время освободиться от виртуальных денег, дутых отчетов и сомнительных рейтингов. Представления о самочувствии мировой экономики и реальном состоянии корпораций не должны находиться в плену иллюзий. Даже если эти иллюзионисты – крупные аудиторские и аналитические бюро.

Смысл нашего предложения в том, что в основу реформы стандартов

аудита, бухгалтерского учета, системы рейтингов должно быть положено возвращение к понятию фундаментальной стоимости активов. То есть оценки того или иного бизнеса должны строиться на его способности генерировать добавленную стоимость, а не на разного рода субъективных представлениях. На наш взгляд, будущая экономика должна стать экономикой реальных ценностей. Конечно, возникает вопрос: как этого добиться?.. У меня на него нет ответа. Нужно подумать вместе.

Третье. Чрезмерная зависимость от, по сути, единственной резервной валюты опасна для мировой экономики. Думаю, это стало очевидным для всех. Поэтому было бы целесообразно способствовать объективному процессу появления в будущем нескольких сильных региональных валют...

Четвертое. Большинство стран мира размещает свои международные резервы в иностранных валютах и хотели бы быть уверены в их надежности. В свою очередь, эмитенты резервных и расчетных валют объективно заинтересованы в том, чтобы их денежные знаки пользовались спросом и доверием у других государств. То есть очевидны взаимный интерес и взаимная зависимость.

Поэтому принципиально важна большая открытость в проведении кредитно-денежной политики стран – эмитентов резервных валют. Более того, эти страны должны принять на себя обязательства руководствоваться международными правилами макроэкономической и финансовой дисциплины. На наш взгляд, такая постановка вопроса не является избыточной.

Вместе с тем изменений требует не только конструкция глобальных финансов, круг проблем гораздо шире. Речь идет о том, что на смену отжившему однополярному устройству мировой экономики должна прийти система, основанная на взаимодействии нескольких крупных центров...

* * *

На этапе выхода из кризиса глобальная экономика может столкнуться с банальной нехваткой, например, энергетических ресурсов, оказаться под угрозой «обесточивания» будущего роста.

Три года назад на саммите «Большой восьмерки» мы поставили вопрос о глобальной энергобезопасности, призвали к совместной ответственности продавцов, потребителей, транзитеров энергоресурсов. Считаю, что пришло время для запуска по-настоящему действенных механизмов такой ответственности.

Единственный путь обеспечения подлинной глобальной энергетической безопасности – формирование взаимозависимости, в том числе на основе обмена активами, без какой-либо дискриминации или двойных стандартов. Такая взаимозависимость и порождает реальную ответственность всех.

К сожалению, нынешняя Энергетическая хартия так и не стала работающим инструментом, который способен урегулировать возникающие проблемы... Мы предлагаем заняться разработкой новой международной договорно-правовой базы в области энергетической безопасности...

Каждый из нас хорошо понимает, что резкие и непредсказуемые колебания цен на энергоносители являются колоссальным дестабилизирующим фактором мировой экономики. Сегодняшнее обвальное падение цен может привести к росту нерационального потребления ресурсов.

При этом, с одной стороны, сократятся инвестиции в энергосбережение и альтернативные источники энергии, а с другой – уменьшатся вложения в нефтедобычу и последует ее неизбежный спад, что в конечном счете обернется очередным неуправляемым ростом цен на этапе подъема экономики. А значит, заложит и новые мины под этот подъем, то есть это будет дорога к новому кризису.

Необходимо... насколько это возможно, очистить ценообразование от влияния спекулятивных составляющих, порожденных многочисленными производными финансовыми инструментами.

Одной из серьезных проблем остается обеспечение транзита энергоресурсов. Существует несколько способов ее решения, все они должны быть использованы.

Первый способ – это окончательный переход на общепризнанные рыночные принципы формирования тарифов на услуги по транзиту. Они могут быть зафиксированы и в международно-правовых документах. Это должно касаться и углеводородного сырья, и ядерного топлива, в известной степени и электроэнергетики.

Второй – это развитие и диверсификация маршрутов транспортировки энергоресурсов. Мы уже давно и активно работаем по этим направлениям.

Только за последние годы нами были построены газопроводы «Ямал – Европа», «Голубой поток» в Турецкую Республику... Убежден, что столь же необходимы для энергобезопасности Европы и такие проекты, как «Южный поток» (газопровод по дну Черного моря в Болгарию), «Северный поток» (по дну Балтийского моря непосредственно в Германию)...

«Газпром» совместно со своими партнерами – компаниями «Шелл», «Мицуи», «Мицубиси» в ближайшее время запустит мощности по сжижению и транспортировке природного газа, добываемого на Дальнем Востоке, на острове Сахалин. И это также вклад России в глобальную энергобезопасность...

Транспортную инфраструктуру мы намерены создавать по всем направлениям... Выступая перед вами, не могу не сказать и о влиянии глобального кризиса на российскую экономику. Он, конечно, затронул и нас самым серьезным образом...

Кризис обнажил имеющиеся у нас проблемы. Это чрезмерная сырьевая ориентация экспорта и экономики в целом, слабый финансовый рынок. Еще острее становится проблема развития ряда базовых рыночных институтов, прежде всего конкурентной среды...

Наша антикризисная политика направлена на поддержку внутреннего спроса, на социальную защиту населения, создание новых рабочих мест... Но, повторю, наряду с мерами оперативного реагирования мы работаем над созданием платформы для посткризисного развития.

Убеждены, что лидерами восстановления мировой экономики станут те, кто создаст привлекательные условия для глобальных инвестиций уже сегодня. В числе наших приоритетов формирование благоприятной предпринимательской среды, развитие конкуренции, создание устойчивой, опирающейся на достаточные внутренние ресурсы кредитной системы, реализация транспортных и иных инфраструктурных проектов...

Мы также будем активно развивать инновационные секторы экономики, прежде всего те, в которых Россия имеет конкурентные преимущества. Имею в виду космос в широком смысле этого слова, атомную энергетику, авиацию...

Мы продолжим реформы в отечественной энергетике, внедрение новой системы внутреннего ценообразования, в основе которого лежат экономически обоснованные тарифы...

Считаю, что экономика XXI века – это экономика людей, а не заводов. Интеллектуальная составляющая в глобальном экономическом развитии неизмеримо возросла. Поэтому мы планируем сосредоточиться на создании дополнительных возможностей для самореализации граждан...

История дает России уникальный шанс. Развитие событий настоятельно требует от нас переустроить собственную экономику и модернизировать социальную сферу. И этот шанс упускать мы не намерены.