Ни шатко ни валко – мимо прилавка

| статьи | печать
Ни шатко ни валко – мимо прилавка

Потребительские ожидания населения – штука субъективная, однако вполне конкретно отражающая общие умонастроения на предмет покупательской активности. А это уже серьезный ориентир и для производителей товаров народного потребления, и для торговли, в какую сторону корректировать производственные планы. Росстат обнародовал результаты очередного обследования уровня потребительской уверенности россиян в IV квартале минувшего года: ничего неожиданного – спад...

Как видно из диаграммы, показывающей динамику индекса потребительской уверенности, в последнем квартале 2008-го этот показатель обрушился до –20%. Это на 15 процентных пункта ниже результата IV квартала позапрошлого года и на 21 п.п. – III квартала года ушедшего. Но собственно, чего было ожидать – как раз на последние его месяцы обрушился кризис.

Уместно напомнить, что названный индекс – обобщающий, представляющий среднее значение 5 других индексов, которые рассчитываются как разница между процентными долями положительных и отрицательных ответов респондентов. Нейтральные мнения не учитываются. Эти 5 более частных индексов интересны тем, что среди них – не только показатели произошедших изменений, но и оценочные показатели того, что будет через год.

Так, индекс случившихся изменений в нашей экономике обвалился с +2% в последнем квартале 2007 г. до –30% в этот же период 2008-го. Правда, как сообщает Росстат, доля опрошенных, отметивших ухудшение в экономике страны, составила более 55% (против 24% годом раньше), а улучшение – 14% (соответственно 31%). Так что, возможно, ситуацию наши граждане оценивают куда хуже.

Зато куда лучше они смотрят на конец нынешнего года: индекс ожидаемых изменений составил –19%. По сравнению с +2% в IV квартале 2007-го – показатель «кислый», но заметно выше текущего (–30, а то и –41%).

Отрадно, что не столь драматично оценивают россияне свое материальное положение, хотя и здесь, естественно, не обошлось без существенного снижения: с –7 до –13% снизился за год индекс произошедших изменений. Однако и тут обнаруживается какое-то недоразумение с цифрами: доля респондентов, положительно оценивших изменение своего материального благополучия, составила 14% (18% – в IV квартале годом раньше), а доля указавших на ухудшение составила 33%, то есть разница выходит 19% с минусом...

А вот цифры по индексу ожидаемых изменений в личном материальном состоянии сходятся. Ухудшение прогнозируют четверть респондентов (было 17%), а улучшение – 9% (12%). Таким образом, индекс составил –14%.

Любопытно, что оценка текущего личного материального состояния при всем росте пессимизма осталась на уровне последнего квартала 2007-го (индекс –17%). Выходит, пока в реальности не все так печально, как думается россиянам. Но думы-то эти тяжелые. На что, в частности, указывает снижение индекса благоприятности условий для крупных покупок до –26%, что на 9 п.п. ниже показателя годичной давности и аж на 15 п.п. хуже III квартала 2008 г.

Попробуем выжать хоть каплю оптимизма. Смотрите, индекс потребительской уверенности с 2001 г. всего пару раз был выше ноля, да и то чуть. Свое текущее матположение мы всегда оценивали со значительным минусом. Между тем потребительскому буму последних лет это не мешало. Ясно, в нынешнем году о буме и думать не стоит. Однако и носы вешать рано. Кстати, присмотритесь к индексам в России и странах ЕС. Ободряет?..