Инвестиции сегодня – залог успеха завтра

| статьи | печать
Инвестиции сегодня – залог успеха завтра

В конце минувшего года, когда финансовый кризис докатился уже до России, Ассоциация менеджеров России представила результаты исследования[1] о социальных инвестициях в 2008 г. и провела форум «People Investor: компании, инвестирующие в людей». Тем самым были подведены итоги одноименного проекта. Его организаторы уверены, что компании, исповедующие принципы корпоративной социальной ответственности (КСО), смогут преодолеть кризис с наименьшими потерями и сохранить инвестиции в людей.

Анализ основных тенденций и особенностей развития КСО и инвестиций в людей свидетельствует о том, что они в целом соответствуют общемировым тенденциям. Наметилась интеграция принципов КСО в корпоративную стратегию, а идеология социальных инвестиций отвечает долгосрочным интересам общества и бизнеса.

Хотя компании, принявшие участие в исследовании, трактуют КСО по-разному (см. схемы 1 и 2), большинство из них выделяют 3 ее основные цели (см. диагр. 1).

Желание компаний увязывать КСО с получением долгосрочных конкурентных преимуществ противоречит традиционному мнению о ней как о вынужденных потерях, «замещающих» соответствующие государственные расходы. Тем не менее 90% респондентов считают необходимым стимулирование социальных инвестиций со стороны государства.

 

Социальные инвестиции

Значительная их доля в докризисный период направлялась на развитие персонала компаний. Среди наиболее значимых факторов социальных инвестиций выделяют:

  • повышение роли человеческого капитала и его качества для успешной экономической деятельности компании и повышения ее конкурентоспособности;
  • стремление руководства и собственников не допустить роста социальной напряженности и возникновения конфликтных ситуаций;
  • рост конкуренции между компаниями за человеческие ресурсы, обусловленной обострением демографической ситуации, возрастающим дефицитом квалифицированных кадров, недостатками профессионально-технического образования молодежи.

 

Сокращение затрат

Сегодня же для преодоления кризиса и его последствий компании проводят масштабное сокращение затрат. В первую очередь это касается затрат на персонал: сокращаются социальные программы, снижаются зарплаты, уменьшается рабочая неделя, вводятся принудительные отпуска без содержания, проходят увольнения и т.д.

Как следствие, обстановка накаляется, среди сотрудников возможно возникновение конфликтов и паники, снижается трудовая дисциплина. Все это способно разрушить или обанкротить даже самое надежное предприятие.

Однако социально ответственные компании, имеющие соответствующие документы (см. диагр. 2) и следующие их принципам, справляются с проблемами такого рода. Уделяя максимум внимания внешним и внутренним коммуникациям, они контролируют взаимодействие сотрудников, акционеров, клиентов, поставщиков, конкурентов с помощью коллективного договора (58%), кодекса корпоративной этики (29%), этического кодекса (22%) и т.д.

 

Корпоративная этика

Устанавливая единые для всех нормы, кодекс корпоративной этики позволяет снизить риски, связанные с поведением персонала. Кроме того, он раскрывает миссию компании, ее цели и ценности. Три его функции – репутационная, управленческая и развития корпоративной культуры – позволяют наладить внутренние и внешние коммуникации.

Кодекс деловой этики становится своеобразным признаком успешной организации и необходимым условием ее высокой деловой репутации. А это повышает доверие к компании со стороны потенциальных инвесторов и деловых партнеров и способствует ее стабильности. Управленческая же функция кодекса регламентирует корпоративное поведение во всех ситуациях с точки зрения принципов этики, честности и добросовестности.

Своевременно введенный и тщательно разработанный кодекс помогает компании спокойно работать в привычном ритме в кризисных условиях.

Если компания не ориентирована на корпоративную социальную ответственность, не занимается повышением корпоративной культуры и выстраиванием прозрачных коммуникаций, то ее работники могут неправильно расценить какую-либо ситуацию и ввести в заблуждение своих коллег. Причем увольнение таких сотрудников не будет решением проблемы. Даже уже не являясь членами компании, они могут распространять негативную информацию (которая может быть и недостоверной) не только среди знакомых, но и в социальных сетях. А это уже прямая угроза репутации компании.

 

Инновационная система

Принципы корпоративной социальной ответственности и ее интеграция в корпоративную стратегию позволяют компаниям даже в кризисных условиях выстроить эффективную, сбалансированную систему управления затратами, рассматривая их в качестве инвестиций в людей.

Многие эксперты склонны рассматривать корпоративную социальную деятельность как целостную инновационную систему. С ее помощью можно эффективно не только решать общественные проблемы, но и обеспечивать компаниям устойчивые конкурентные преимущества. Необходимо вести открытый диалог с государством по совместному решению актуальных проблем российского общества, развивать законодательную основу и практику материального и морального стимулирования бизнеса к участию в решении общественных проблем путем корпоративных социальных инвестиций.

 

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Вероника Кабалина, начальник управления социальных программ, ОАО «ГМК «Норильский никель»:

– Государство должно демонстрировать прозрачность в провозглашении приоритетных направлений, к которым бизнес может присоединиться. Или же сможет проявлять инициативы, ориентируясь на эти национальные приоритеты. Государство должно разделять с бизнесом риски, которые возникают в связи с новыми инициативами. Это, по сути дела, инновационная деятельность, которая должна поощряться государством.

 

Вера Курочкина, директор по связям с общественностью ОК РУСАЛ:

– Ценности и принципы работы в организациях для того и существуют, чтобы ориентироваться на них в любой ситуации, особенно в кризисной, потому что они задают в том числе определенные стандарты и модели поведения. Они мобилизуют. Поэтому, если сотрудники компаний на протяжении долгого периода времени руководствовались принципами кодекса, ничто не препятствует соблюдению привычных этических норм и в непростой экономической ситуации. Это схоже с общечеловеческими нормами: если вы тверды в соблюдении личных принципов, то вряд ли будете делать исключения для кризиса, а если нормы вашего поведения крайне расплывчаты и зависят от ситуации, то кризис не кризис – всегда можно найти десятки объяснений, почему принципами стоило пренебречь.

 

Андрей Бузов, заместитель генерального директора по управлению персоналом ОАО «ОГК 4»:

– Социально ответственная компания высказывает публичную позицию, какой она себя видит в обществе, какие группы по взаимодействию она выделяет, где видит пути этого взаимодействия. Компания определяет основные тезисы, как она будет работать с определенной группой стейкхолдеров... а дальше в ходе диалога выявляются конкретные взаимные потребности. В результате компания берет на себя обязательства и их выполняет. Мы не благотворительная организация, которая будет всем давать деньги «на то, чего кому-то хочется»... Конкретные направления наших социальных программ сформировались в результате обсуждений, проходивших в ходе публичных слушаний с заинтересованными сторонами».



[1] Доклад о социальных инвестициях в России за 2008 г. подготовлен Ассоциацией менеджеров России в рамках проекта Программы развития ООН по продвижению Глобального договора при участии Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета и при поддержке Стратегического программного фонда посольства Великобритании.