Прилавок в закон не вписывается

Хочется порулить и спросом, и предложением
| статьи | печать
Прилавок в закон не вписывается

Минпромторг планировал до 1 декабря текущего года представить в Правительство РФ доработанный вариант законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». По мнению авторов, новый закон позволит подвергнуть критическому анализу и ревизии порядка 600 смежных нормативно-правовых актов, косвенно регулирующих вопросы торговли, к тому же зачастую не согласующихся друг с другом. Тем более что Президент Дмитрий Медведев поручил министерству закончить работу до 12 декабря. Однако, судя по последним событиям, документ, разработка которого ведется более 6 лет, не скоро обретет силу федерального закона.

 

По сценарию крыловской басни

Наверное, многие помнят о том, чем закончилась басня Ивана Крылова, в которой лебедь, рак и щука «взялись с поклажей воз везти». Примерно такая же ситуация складывается и вокруг злополучного законопроекта о торговле.

На проходивших в октябре – ноябре совещаниях и конференциях в Минпромторге, Минсельхозе, РСПП, ТПП все участники отмечали мучительное продвижение законопроекта по коридорам федеральных властных структур. Но если одних участников рынка, в частности сельхозпроизводителей, это обстоятельство тревожило, то ритейлеров и дистрибьютеров скорее радовало, многие из которых считают, что такой закон вообще не нужен.

Очень четко эти разные подходы обозначились в ходе обсуждения законопроекта на заседании Общественного совета при Минпромторге. Члены Совета в пух и прах раскритиковали документ, но опять-таки с разных позиций. Против этого документа высказались представители и потребителей, и поставщиков, крупных и мелких торговцев.

Представляя документ, директор Департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга Олег Сазанов признал, что остаются достаточно серьезные концептуальные разногласия с Минсельхозом и Федеральной антимонопольной службой. Аграрное ведомство требует оставить за государством возможность регулировать торговые наценки, ФАС настаивает резко снизить пороги доминирования торговых сетей и оставить за Правительством возможность определять, монопольное ли положение занимает торговая сеть в определенном регионе. Минпромторг на эти поправки пока не соглашается.

Впрочем, теперь ведомству придется проанализировать и целый букет новых замечаний. Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ обратил внимание на то, что в законопроекте нет норм, регулирующих оптовую торговлю. И предложил обширный список других замечаний, которые серьезно меняют дух этого законопроекта. Приглашенный на заседание сенатор Сергей Лисовский назвал документ законом о поддержке торговых сетей и подчеркнул, что в нем нет даже понятия «поставщик». Президент организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» Сергей Борисов заявил, что документ носит декларативный характер и «ОПОРА» его не поддерживает.

Председатель правления Института современного развития и, пожалуй, один из самых влиятельных экспертов в стране Игорь Юргенс, имея в виду качество законопроекта, заявил, что «на шведской почве это бы работало». Но, учитывая, что почва в России совершенно иная, эксперт предложил отложить представление документа на рассмотрение Правительства РФ.

Министр промышленности и торговли Виктор Христенко, видимо, был разочарован позицией членов Совета. Он попросил их не противопоставлять интересы поставщиков продовольствия, торговцев и потребителей. Однако согласился с тем, что законопроект требует дальнейшего обсуждения.

«Необходимо спокойно и без истерики, не пытаясь успеть в какие-то сроки, обсуждать закон, так как в угаре антикризисных действий или под давлением других обстоятельств можно принять странное решение, – заявил министр. – Закон действительно сложный, потому что он затрагивает интересы сразу очень многих сторон. Это не только торговые сети, это и производители, и малые торговые предприятия, и муниципалитеты, и субъекты Федерации. Но с помощью закона надо дать возможность людям входить в торговый бизнес без обременительных условий».

 

Умерить аппетиты торговых сетей

Напомним, что поводом к разработке законопроекта послужило обращение главы Минсельхоза Алексея Гордеева к тогда еще Президенту Владимиру Путину. Министр предлагал принять меры для облегчения доступа в крупные розничные сети российских сельхозпроизводителей. «Торговые сети уже контролируют 15% внутреннего рынка, а в крупных городах – выше 50%», – отмечалось в обращении министра.

ФАС России оперативно организовала проверку, в ходе которой обнаружила, что торговые сети требуют от поставщиков предоставления гарантии маржинального дохода (конкурентам товар не должен поставляться дешевле), возмещения убытков сети из-за воровства некоторых групп товаров, оплату промоакций и «входных билетов» на полки и т.д. Всего 27 пунктов, выполнение которых затруднительно для российских производителей. В результате ведомство предложило дать Правительству право «устанавливать ограничения на торговые наценки по утверждаемому им перечню продукции».

Сторонники нового законопроекта подчеркивают, что средства, которые сейчас тратятся государством на поддержку сельского хозяйства, вымываются из него, в том числе за счет бонусов и штрафов, которые сети налагают на поставщиков сельхозпродукции.

Подобная ситуация наблюдается и в других секторах пищевой промышленности. Например, еще в октябре этого года глава Государственного комитета по рыболовству Андрей Крайний во время своего визита во Владивосток фактически напрямую обвинил торговые сети в росте цен на рыбопродукцию. Обвинение было выдвинуто сразу по двум статьям. Первая – более половины морских биоресурсов, выловленных на Дальнем Востоке, не могут попасть на прилавки российских магазинов из-за того, что крупные торговые сети отказываются впустить продукцию на прилавок без «платы за вход». Была даже названа сумма «отката». Это 12 млн руб. за определенный вид продукции. Второе – розничные сети «накручивают» на рыбопродукцию более 100% торговой наценки.

В соответствии с предложениями Минсельхоза и ФАС доля компании в розничном товарообороте в пределах одного территориального образования не должна будет превышать 5%. На дальнейшее увеличение доли фирма сможет рассчитывать лишь после того, как получит согласие местных антимонопольных властей.

И именно в данном предложении крупный сетевой бизнес усмотрел главную угрозу для отечественного ритейла.

 

Взять покупателей за кошелек

Данное положение, если оно будет принято, противоречит, считают ритейлеры, правилам свободной конкуренции. Нормальный международный уровень доминирования на локальном рынке – примерно 30%.

Противники нового законопроекта говорят, что основной проблемой является не дискриминация доступа каких бы то ни было производителей к торговым сетям, а стереотипы, которыми живет часть отечественных производителей, их нежелание работать над повышением конкурентоспособности своего продукта, сотрудничать с торговыми сетями.

Сегодня для успешности на рынке целому ряду производителей нужно в первую очередь менять систему отношений к продукту, его производству, продвижению на рынке, нужно изучать потребности покупателя, а не искать вместо этого административные ресурсы на различных уровнях власти. Малым предприятиям необходимо создавать эксклюзивный продукт, который с радостью примут торговые сети, так как им нужно не большое количество поставщиков, а новые виды товара, высокое качество, нестандартные упаковочные решения. Кроме того, в случае принятия поправок в закон торговым сетям придется компенсировать потери за счет других групп товаров.

Ну а когда паны дерутся, как известно, чубы трещат у холопов, а в нашем случае у потребителей. Судите сами. Вокруг кризис, зарплаты падают, топливо дешевеет... Казалось бы, продукты должны если и не стоить меньше, то хотя бы не дорожать. По крайней мере отечественные. Но куда там! Производители, может, и рады бы продать дешевую колбасу. Но между ними и потребителями стоит хорошо отлаженная машина торговли, в которой цены порой вырастают раза в три. И обойти ее не просто.

Сетевые гиганты в России ежегодно росли двузначными темпами. Денег было много, и они были дешевыми. Попутно подминая под себя менее расторопных конкурентов. Есть в этом, безусловно, и вина государства. Вместо того чтобы оперативно принять закон о торговле, ограничивающий неуемные аппетиты торговцев, оно, по сути, позволило сетям проводить неограниченную экспансию, скупать «мелочевку». Но, возможно, так было и задумано.

Представитель одной региональной сети, попросивший об анонимности, прямо заявил «ЭЖ», что государство стимулирует гигантов с четкой целью. Власти хотят консолидировать национальный ритейл, сделать его более управляемым, сговорчивым. Кроме того, кредитная «игла» – гарантия того, что «облагодетельствованные» торговцы не будут задирать цены на социально значимые товары.

Все бы хорошо, да только «укрупнение» сетей неизменно повлечет за собой снижение конкуренции, которая у нас и так «ниже плинтуса». Как класс исчезают независимые магазины.

Гендиректор компании «Самогон» (выпускает премиальную самогонку) Павел Преженцев не исключает, что все вернется к временам, когда не было никаких «бонусов» и все покупали за предоплату. Да и платить сегодня за «входной билет» – очень рискованное занятие. Производители не знают, что будет с их ассортиментом, выживут ли их заводы. Кризис пока не упал до своего «дна», поэтому поставщики будут всячески противодействовать диктату сетей. Главное, чтобы это противостояние не привело к тому, что на магазинных полках будут зиять пустые места.