Антикризисный штаб

| статьи | печать

Системный кризис побудил создание антикризисных штабов на федеральных, региональных, муниципальных уровнях вертикали власти, а также в естественных монополиях, на крупных, средних и малых предприятиях для обеспечения антикризисной устойчивости.

На предприятии под антикризисной устойчивостью понимается способность его возвращаться в состояние экономического равновесия после того, как оно было выведено из него негативными возмущающими воздействиями, вызванными кризисом.

Диагностика антикризисной устойчивости включает в себя диагностику:

  • финансовой устойчивости;
  • потенциала ее кадрового состава;
  • адаптации организационных структур к изменяющимся условиям;
  • ее финансового состояния;
  • изменения научно-технического потенциала организации и отрасли;
  • влияния правового поля на деятельность организации в целом и на ее сотрудников;
  • решения проблем безопасности;
  • экономической ситуации в организации.

 

Оценка финансовой устойчивости

Признаки кризиса в деятельности предприятия обнаруживаются прежде всего в показателях ликвидности (платежеспособности) и финансовой устойчивости.

Под ликвидностью (платежеспособностью) понимается способность предприятия своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам. К последним относятся, например, расчеты с работниками по оплате труда, с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности и оказанные услуги, с банками по ссудам и т.п.

Неплатежеспособность может быть как случайной, временной, так и длительной, хронической. Ее причины: нехватка финансовых ресурсов, малый объем продаж и соответственно выручки, недостаток оборотных средств, задержки в поступлении платежей от контрагентов и др.

Оценить финансовую устойчивость можно по отношению собственных и заемных средств в активах, по темпам накопления собственных средств, по соотношению долгосрочных и краткосрочных обязательств предприятия, по обеспеченности материальных оборотных средств собственными источниками.

Показатели ликвидности и финансовой устойчивости взаимодополняют друг друга и в совокупности дают представление о финансовом состоянии предприятия. Если у предприятия обнаруживаются неблагоприятные показатели ликвидности, но оно сохраняет финансовую устойчивость, то у него есть шансы выйти из затруднительного положения. Но если неудовлетворительные и показатели ликвидности, и показатели финансовой устойчивости, то такое предприятие — вероятный кандидат в банкроты.

 

Системный подход и системообразующий фактор

Ввиду сложности финансового рынка и многофакторности кризисных процессов для анализа причин финансовых потрясений и разработки мер по их предупреждению антикризисным штабом должен быть использован системный подход. На его основе проведена классификация рисков финансового рынка, связанных с его участниками (кредитный риск, банкротство), объектами (валютный риск, курсовой риск), сегментами (системный риск) и инфраструктурой (расчетный и технологический риски), выделены этапы реализации рисков и соответствующие им специализированные методы управления. Разграничены понятия рисков кризиса финансового рынка, приносящего потери всем, и рисков кризиса отдельных участников.

Существующие методики управления отдельными видами рисков не отвечают в полной мере задаче снижения вероятности возникновения валютного и финансового кризисов, являясь локальными, а не системными мерами.

Поэтому в условиях кризиса необходимо изменить подход к оценке причин валютного и финансового кризисов путем введения комплексного понятия риска их возникновения, основываясь на многообразии влияющих на них факторов и связанных с ними потерь.

В литературе имеются разные определения понятия «система», базирующиеся в основном на свойстве взаимодействия между компонентами, входящими в общую систему. Однако выдающийся физиолог Петр Анохин считал это недостаточным и дал следующее замечательное определение системы: «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимоСОдействия компонентов на получение фиксированного полезного результата».

В этом определении свойство взаимодействия компонентов реализуется освобождением их от тех избыточных степеней свободы, которые в данный момент не нужны для достижения конкретного результата. Те же степени свободы, которые способствуют достижению поставленной цели, непременно сохраняются.

Весьма важно, что сам результат является тем решающим системообразующим фактором, который активно влияет на отбор степеней свободы, нужных для достижения цели. То есть именно желаемый результат создает упорядоченную форму взаимодействия между компонентами биосистемы. Другими словами, выделенное П. Анохиным фундаментальное свойство взаимосодействия представляет собой ярко выраженный синергетический процесс.

 

СПРАВКА

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Коэффициент автономии — доля собственных средств предприятия в общей сумме активов баланса. Коэффициент автономии характеризует степень финансовой независимости предприятия от кредиторов.

Применительно к акционерным обществам используется разновидность этого показателя — коэффициент концентрации акционерного капитала. Распространено мнение, что коэффициенты автономии и концентрации акционерного капитала не должны снижаться ниже 0,5—0,6. Считается, что при малых значениях этих коэффициентов невозможно рассчитывать на доверие к предприятию со стороны банков и других инвесторов.

Производными от коэффициента автономии являются такие показатели, как коэффициент соотношения заемных и собственных средств и коэффициент финансовой зависимости.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств — это отношение привлеченного капитала к собственному капиталу. Естественно, что при допустимом значении коэффициента автономии 0,5 коэффициент соотношения заемных и собственных средств не должен его превышать.

Коэффициент финансовой зависимости рассчитывается либо как величина, обратная коэффициенту автономии, либо как разность между единицей и коэффициентом автономии (то есть как доля заемных средств в активах).

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств рассчитывается путем деления суммы долгосрочных обязательств на сумму собственных средств и долгосрочных обязательств.

Коэффициент покрытия инвестиций характеризует долю собственных средств и долгосрочных обязательств в общей сумме активов предприятия. Нормальное значение коэффициента равно около 0,9, критическим считается его снижение до 0,75.

Коэффициент маневренности собственных средств — отношение собственных оборотных средств к общей сумме источников собственных средств. Данный коэффициент показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами.

Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками может рассчитываться в дополнение к предыдущему показателю путем деления собственных оборотных средств на стоимость запасов и затрат. Этот показатель по обобщенным статистическим данным по ряду предприятий не должен опускаться ниже 0,6.

Коэффициент покрытия платежей по кредитам — показатель, характеризующий соотношение прибыли предприятия и платежей по кредитам. Этот показатель используется кредиторами для приблизительной оценки способности предприятия покрыть свои обязательства по платежам.

Коэффициент обеспеченности долгосрочных инвестиций показывает, какая доля инвестированного капитала, складывающегося из собственного капитала и долгосрочных обязательств, иммобилизована в основные средства.

Коэффициент иммобилизации — отношение основных средств к текущим активам, то есть оборотным средствам.

 

 

Отрицательные тенденции на глобальном рынке лишь набирают обороты. Несмотря на беспрецедентные меры правительств и центральных банков ведущих стран, кризис распространяется на реальный сектор экономики. И совместное противодействие ему будет эффективным, лишь если мы придем к единому пониманию причин и механики его возникновения. Этот вопрос требует самого пристального, глубокого изучения. При этом подчеркну, что большинство аналогий с прошлым и многие прежние закономерности сейчас не срабатывают. Это не Великая депрессия 30-х, не кризис 70—80-х годов. Это глобальный кризис XXI века.

 

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент РФ

Из выступления на рабочем заседании

глав государств и правительств
«Группы двадцати» 15 ноября 2008 г.

 

ОСНОВНЫЕ СОСТАВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЧАСТИ БИЗНЕСА

Основные составные функциональные части бизнеса

В таблице показан процесс разложения единого целого бизнеса предприятия на его основные составные функциональные части — прогнозирование, моделирование, программирование, планирование, контроль, коррекция, анализ (по вертикали) и разделенные структурные элементы: финансовый, антикризисный, кадровый, инвестиционный, инновационный, технологический, стратегический менеджмент (по горизонтали).

Таким образом, в ней представлены главные 49 факторов, антикризисное взаимоСОдействие которых является залогом успеха и процветания предприятия.

Таблица отвечает на вопрос «Что делать антикризисному штабу?».

И на второй существенный вопрос «Как это реализовать, в какой последовательности?». 

Исходя из таблицы порядок шагов следующий: по диагонали от компонента А1 к компоненту G7. Это путь выхода из кризисной ситуации. В то время как окружающая среда системного кризиса будет усиливаться по нисходящей диагонали от компонента А7 к компоненту G1. В самом центре таблицы находится компонент «Ядро системы» — D4 («Инвестиционный план — системообразующий фактор»), который заключает в себе все компоненты таблицы.

Третий существенный вопрос, на который дает ответ таблица: «Кто будет это реализовать?».

АНТИКРИЗИСНАЯ МОДЕЛЬ

Итак, сделав первый шаг, проведя элементарный финансовый анализ фактора А1 и определив финансовый прогноз в факторе А7, сделаем второй шаг — к компоненту B6, то есть определим антикризисную модель. При ее выборе следует понимать, что существует с позиции системного подхода 7 теоретически возможных альтернативных вариантов, основанных на 3 составляющих бизнеса.

Первая составляющая — это товар, вторая — деньги, третья — ноу-хау.

В условиях рыночной инновационной экономики значение третьей составляющей существенно возросло и приравнивается к первым двум.

В бизнесе необходимо обладать хотя бы одной составляющей, достичь партнерских отношений альянса или кооперации с одной из оставшихся двух и в единстве достичь третьей.

Рассмотрим все 7 моделей.

  1. Товар — ноу-хау — деньги (имеешь товар, встретил того, кто имеет ноу-хау, как товар выгодно продать, — есть шанс достичь совместного положительного результата — деньги).
  2. Товар — деньги — ноу-хау (имеешь товар, встретил того, кто имеет деньги, есть шанс, что вы научитесь его продавать, то есть приобретете опыт продажи — ноу-хау).
  3. Деньги — товар — ноу-хау (имеешь деньги, встретил того, кто имеет товар, есть шанс, что вы научитесь его выгодно купить и продать, приобретя опыт продаж, — ноу-хау).
  4. Деньги — ноу-хау — товар (имеешь деньги, встретил того, кто имеет инновационное ноу-хау, есть шанс, что вы создадите конкурентный для продажи на рынке товар).
  5. Ноу-хау — товар — деньги (имеешь инновационное ноу-хау, встретил того, кто поможет создать товар, есть шанс, что внедренный на рынок товар даст в результате деньги).
  6. Ноу-хау — деньги — товар (имеешь инновационное ноу-хау, встретил инвестора с деньгами, есть шанс, что вы получите конкурентоспособный инновационный товар).
  7. Деньги — ноу-хау — деньги (эти бестоварные операции относятся к банковской, страховой или другой финансовой деятельности).

КАДРОВАЯ ПРОГРАММА

Адаптируя одну из выбранных моделей к предприятию, переходим к компоненту С5 «Кадровая программа».

Как известно, кадры решают все, а в инновационной экономике кадры решают не все, а больше, чем все. К сожалению, часто значение инновационного («яйцеголового») сотрудника недооценивается, что является грубой системной ошибкой. В России ноу-хау не имеет правовой защиты ни на уровне физического лица, ни на уровне предприятия, ни на уровне государства.

Исторически так сложилось, что все свои идеи ученые «застойного периода» сначала стремились оформить в авторские свидетельства, что являлось их признанием, но не защитой. В дальнейшем появились патенты, но, поскольку ноу-хау не патентуется, а является «секретом фирмы» или «секретом ноу-хау-носителя», проблема взаимоСОдействия и отсутствия конфликта интересов между защищенной интеллектуальной собственностью предприятия и ноу-хау-носителем становится в условиях финансового кризиса особо актуальной. Отсюда отсутствие системы правовой защиты. Ноу-хау вынуждает ноу-хау-носителя искать более благоприятную окружающую среду. К сожалению, это приводит к «утечке мозгов» в основном за рубеж, снижая отечественный интеллектуальный потенциал.

В свое время, когда создавался первый инновационный коммерческий банк «Интерзнание», в дальнейшем переименованный в «Инкомбанк», для инвестиций ноу-хау-носителю, залоговой гарантией являлось описанное в одном экземпляре и хранящееся в банковской ячейке ноу-хау. В случае утечки коммерческой информации из банка обязательства по кредиту со стороны ноу-хау-носителя автоматически аннулировались. Подобная практика была успешной.

В настоящее время кризис создал уникальную возможность найти формулу «Как умному стать богатым».

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН

Следующий компонент — D4 — «Инвестиционный план», являющийся системообразующим фактором («Ядром системы»). В нем отражаются все компоненты, взаимоСОдействующие в достижении положительного антикризисного результата.

Типичной системной ошибкой является то, что смешиваются понятия «инвестиции» и «кредитование». Кредит — это когда берешь банковские деньги в долг, а возвращаешь с процентами под залог.

Инвестиции — это когда инвестиционный план настолько привлекателен для инвестора, что последний вкладывает свои средства в проект, принимая в нем долевое участие или участие в разделе финального продукта. В этом случае залог не нужен, гарантией являются сам бизнес-план и страхование предпринимательского риска инвестором.

ИННОВАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

Следующий шаг — Е3 — «Инновационный контроль». В этом компоненте очень часто происходят системные ошибки в силу недопонимания самого термина.

Например, в начале 90-х инновационное развитие биотехнологий на Западе породило прорывную технологию — радиоизотопную диагностику — с применением для этого ряда нерадиоактивных изотопов, таких как осмий с изотопной частотой 99,4 минимум (связано с медицинскими требованиями).

Себестоимость товара в России составляла несколько десятков тысяч долларов, в то время как на Западе она доходила до 100 тыс. долл. за 1 грамм и выше.

Отсутствие инновационного контроля быстрорастущего инновационного рынка не позволило российским производителям изотопов интегрироваться в этот технологический процесс, недополучив при этом в казну российского государства многие сотни миллионов долларов. И до сегодняшнего дня спустя почти 20 лет этот рынок активно развивается. Просто вместо изотопа осмий применяется патентованная технология с использованием изотопа селен-74.

Отсутствие инновационного контроля рынка по-прежнему исключает возможность отечественным товаропроизводителям участвовать в сегменте этого рынка, хотя наш товар абсолютно конкурентоспособен.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Следующий шаг — F2 — «Технологическая коррекция». Это очень важный компонент для технологического прорыва и интеграции в глобальную рыночную экономику, причем не на правах реципиента (получателя кредита), а на основе совместных научных современных разработок и обмена ноу-хау и технологий.

Так, Россия производит чистый алюминий с частотой 99,99 и выше по цене 200 долл. за 1 килограмм. У одной западной фирмы есть Европейский патент для производства фар для автомобильной промышленности, а дополнительным ноу-хау «секретом фирмы» является напыление этого самого алюминия на рефлектор фары. Фирма покупает втайне алюминий по цене более 1 тыс. долл. за 1 кг, чтобы не раскрыть свое ноу-хау.

Еще пример. Один «яйцеголовый» предложил ноу-хау, которое состояло в том, что если в алюминий добавить скандий, то этот сплав поддается штамповке (то есть получается новое качество товара). Стало возможным в перспективе, конечно, через несколько лет получить, например, алюминиевый корпус автомобиля. Не стоит рассказывать, насколько неинновационной была государственная политика того времени. Зато этим ноу-хау заинтересовался крупный немецкий автомобильный концерн.

Инновационный бизнес начался уже на начальном этапе его развития: при покупке скандия по цене 3 тыс. долл. за 1 кг в Казахстане цена на него у инвестора доходила до 250 тыс. долл. за 1 кг и на рынке не разглашалась.

Совместный патент и долевое участие в ноу-хау приносят существенные дивиденды от проекта. Это все примеры инновационной деятельности пятнадцатилетней давности. В современных условиях инновационной политики государства необходимо создать Федеральный научный инновационный антикризисный центр.

Стратегический анализ

И наконец, компонент G1 — «Стратегический анализ». Если стратегия развивающегося рынка — как можно больше заработать, то в период кризиса — не потерять. Это однако не предусматривает консервацию деятельности. Все, что не развивается, не живет. Все, что не живет, умирает.

Системное единство структуры и функции предприятия, адаптация к окружающей его среде (только не надо адаптировать среду — я имею в виду коррупцию) и эволюционное развитие гарантируют успешное функционирование бизнеса предприятия.