Диагностика и лечение финансов

| статьи | печать
Диагностика и лечение финансов

В условиях мирового финансового кризиса и начавшейся в России рецессии руководители и собственники бизнеса ощущают явный дефицит инструментов для диагностики состояния своих предприятий. Эта ситуация усугубляется для холдинговых структур со значительным объемом внутригрупповых операций. Наиболее разумным в сложившихся экономических условиях будет использование специального программного средства для финансового анализа.

Сегодня на рынке представлено несколько аналитических программных продуктов. Все они позволяют агрегировать и сводить информацию по холдингу из источников различной природы, то есть способны работать в разнородной среде. Остановимся на одном из них – программе «1С:Консолидация». Она позволяет:

  • усилить финансовый контроль;
  • обеспечить прозрачность бизнес-единиц;
  • оперативно получать достоверную корпоративную отчетность, снизить затраты на ее подготовку;
  • адекватно оценивать риски и планировать деятельность;
  • рационально нормировать ресурсы и лимитировать расходы;
  • быстро включать бизнес-единицы в бюджетный процесс или, наоборот, исключать их из него.

Одним из первых ее пользователей стал сам разработчик. По признанию директора фирмы «1С» Бориса Нуралиева, фирма в разы увеличила собираемость дивидендов со своих «дочек». Если раньше 90% времени группы финансового контроля дочерних предприятий уходило на техническую обработку результатов в Excel, то теперь 90% времени уходит на осмысление и глубокую проработку ситуации.

Сегодня это прикладное решение успешно применяется в различных отраслях экономики, например в финансово-промышленной группе «ПромСвязьКапитал», группе компаний «Электросталь России», группе компаний ЛСР; ОАО «ИркутскЭнерго», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Синергия».

 

Рапорт о важнейших показателях

Оперативность и качество принимаемых решений во многом зависят от того, насколько удобно представлена информация о деятельности группы компаний в различных аспектах. Руководителю необходимы разнообразные аналитические отчеты, которые построены на основе финансовых или операционных данных отдельных компаний или группы и позволяют рассматривать и сопоставлять финансовые и операционные показатели в различных ракурсах. Полезной функцией аналитических отчетов является и возможность построения прогнозов на основе имеющейся статистики.

Менеджеры обычно анализируют информацию от общего к частному. Именно поэтому в программе реализован многослойный анализ информации от общей картины к ее детальному представлению.

Программный продукт имеет гибкие средства по графическому представлению анализируемой информации, включая наглядные аналитические панели индикаторов, которые помогают выявить отклонения и проанализировать их причины.

Возможности расшифровки не ограничиваются данными, хранящимися в программе. Имеется возможность дойти до учетного документа внешних систем управления и учета, послуживших источником формирования показателя управленческого отчета.

Сравнительный факторный анализ позволяет выявить не только факторы, обусловившие значение какого-либо показателя, но и провести анализ показателей, относящихся к различным периодам, сценариям и организационным единицам, что помогает детальнее разобраться с причинами отличий анализируемых ключевых показателей эффективности.

Для их определения используется учет операций внутри группы, так называемая элиминация. Она обеспечивает исключение из показателей отчетности внутригрупповых операций. Для этого в программе реализован механизм автоматической сверки, урегулирования и элиминации внутригрупповых операций холдинга.

 

Планирование и контроль деятельности

Бюджетное управление компанией позволяет формулировать в измеримых ключевых показателях бизнес-цели, в соответствии с ними планировать деятельность, в ходе выполнения планов контролировать ресурсы и анализировать достигнутые результаты.

В целом бюджетное управление позволяет снизить системные риски при развитии компании и ухудшении конъюнктуры за счет нормирования ресурсов и повышения уровня финансового контроля в компании.

Автоматизация краткосрочного и среднесрочного финансового и операционного планирования реализована в системе с высокой степенью гибкости, поддерживается несколько уровней детализации планирования: от укрупненного планирования до планирования с точностью до элементов аналитического учета, различные сценарии планирования (например, оптимистичный или пессимистичный прогноз), возможность вести планирование в нескольких валютах. Возможно использование разнообразных подходов при планировании (циклическое планирование, скользящее планирование, планирование от достигнутого). При этом для автоматизации бюджетного управления холдинга можно комбинировать методики планирования «снизу вверх» (консолидируя показатели бизнес-единиц) и «сверху вниз» (распределяя итоговые показатели по бизнес-единицам), а также использовать механизм автоматического исключения внутригрупповых оборотов.

В ходе планирования можно прогнозировать динамику показателей, используя различные варианты расчета, консолидации и распределения показателей.

Бюджетирование дает возможность обоснованно определить коридор для ключевых финансовых показателей как группы компаний в целом, так и отдельных бизнес-единиц. Например, можно ограничить выплаты по отдельным статьям бюджетов компании, лимитировать соотношение собственных и заемных средств или установить целевые показатели рентабельности активов.

Интеграция с прикладными решениями на платформе «1С:Предприятие 8» позволяет, например, непосредственно из «1С:Консолидации 8» установить лимиты на расходование денежных средств для «1С:Уп-равления производственным предприятием 8». Это обеспечивает превентивный контроль на непревышение расходных статей бюджетов при совершении ключевых операций. При финансовом планировании в программе можно установить лимитируемые значения по любой из учитываемых статей.

На выбор пользователя – набор сервисных механизмов, облегчающих формирование бюджетов и упрощающих управление бюджетным процессом.

Кроме того, программа позволяет регламентировать процесс подготовки бюджетов и отчетности, распределять задачи между сотрудниками, контролировать исполнение, отслеживать в режиме реального времени ход процесса сбора отчетности и ход бюджетного процесса.

Комплекс инструментов позволяет в единой среде анализировать, моделировать, осуществлять мониторинг ключевых показателей и планировать развитие территориально-распределенного бизнеса.

Внедрение программы не предполагает ломки наработанной практики и бизнес-процессов. Вся информация собирается из существующих систем автоматизации либо рассчитывается по заложенным непосредственно в программный продукт бизнес-моделям или вводится вручную. Источниками данных могут быть электронные таблицы, отчеты, сдаваемые в фискальные органы, данные из учетных систем.