Учет по договорам строительного подряда ведем по-новому

| статьи | печать

Минфин своим Приказом от 24.10.2008 № 116н утвердил Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008).

Приказ зарегистрирован в Минюсте 24.11.2008 за № 12717 и вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2009 г. (текст Приказа см. на стр. 25).

Таким образом, бухгалтерская отчетность за I квартал 2009 г. должна формироваться уже с учетом положений нового ПБУ.

ПБУ 2/2008 приходит на смену одному из самых старых Положений по бухгалтерскому учету – «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94). Это Положение было утверждено 14 лет назад, и за это время во многом утратило свою актуальность. Приказом Минфина РФ от 24.11.2008 № 134н ПБУ 2/94 признано утратившим силу.

 

Кто применяет ПБУ 2/2008

ПБУ 2/2008 применяют юридические лица, которые выступают в качестве подрядчика или субподрядчика в договорах строительного подряда, срок исполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы. Кредитные организации и бюджетные учреждения данное ПБУ не применяют.

Напомним, что ПБУ 2/94 наряду с подрядчиками применяли и застройщики.

Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по
31 декабря включительно (ст. 14 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ). Поэтому по договору строительного подряда, предусматривающему выполнение работ, например,
с 25 декабря по 15 января, учет должен вестись в соответствии с ПБУ 2/2008, несмотря на то что общая продолжительность договора составляет менее месяца. В то же время, если договор заключен 1 января на срок до 31 декабря, положения ПБУ 2/2008 на него не распространяются.

Кроме того, ПБУ 2/2008 применяется по договорам оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом, длящихся более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы, а также при выполнении работ по реконструкции, модернизации, ремонту или ликвидации основных средств, если такие работы длятся более одного отчетного года или если сроки начала и окончания таких работ приходятся на разные отчетные годы.

 

К СВЕДЕНИЮ

Норма прибыли – это отношение годовой прибыли к авансированному на ее получение капиталу (норма прибыли на активы, инвестиции) или к затратам, понадобившимся для ее получения (норма рентабельности) (Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007).

 

Принципы учета

В общем случае бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов ведется по каждому исполняемому договору.

Однако при определенных условиях для целей бухгалтерского учета несколько договоров должны объединяться в один или, наоборот, один договор должен разбиваться на несколько договоров.

Если одним договором предусмотрено строительство комплекса объектов по единому проекту, но при этом на каждый объект имеется отдельная техническая документация и по каждому объекту могут быть достоверно определены доходы и расходы, такой договор в бухгалтерском учете разбивается на несколько в соответствии с количеством строящихся объектов.

В то же время, если несколько договоров в силу взаимосвязи фактически относятся к единому проекту с нормой прибыли, определенной в целом по договорам, и эти договоры исполняются одновременно или последовательно (непрерывно следуя один за другим), такие договоры для целей бухгалтерского учета должны быть объединены в один договор.

Например, подрядчик осуществляет строительство коттеджного поселка по нескольким договорам, заключенным с различными заказчиками. При этом на коттеджный поселок имеется единый проект и во всех договорах подряда заложена одна и та же норма прибыли. В этом случае договоры строительного подряда, заключенные с различными заказчиками, в бухгалтерском учете у подрядчика должны быть объединены в один договор.

В ходе исполнения договора строительного подряда может потребоваться возвести дополнительный объект или провести дополнительные работы. В этом случае, если такой объект (работы) существенно отличается от объектов, предусмотренных договором, или цена его строительства определена на основе дополнительной сметы, в бухгалтерском учете подрядчика строительство такого объекта (выполнение работ) должно отражаться как отдельный договор.

 

Доходы

Доходы по договору строительного подряда признаются доходами от обычных видов деятельности в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации».

Доход определяется с учетом сумм претензий и поощрительных платежей. При этом величина выручки по договору может корректироваться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Корректировка выручки производится только на суммы, в отношении которых существует уверенность, что такие суммы будут признаны сторонами договора и их величина может быть достоверно определена.

 

Расходы

Расходы по договору строительного подряда признаются расходами по обычным видам деятельности в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Расходы подразделяются на прямые, косвенные и прочие.

К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с исполнением договора. Кроме того, к ним относятся ожидаемые неизбежные расходы, возмещаемые заказчиком по условиям договора (устранение недоделок в проектах, разборка оборудования из-за дефектов антикоррозийной защиты и т.д.). Ожидаемые неизбежные расходы принимаются к учету либо по мере их возникновения, либо путем образования резерва на покрытие таких расходов.

К косвенным относится часть общих расходов организации на исполнение договоров строительного подряда, приходящаяся на данный договор.

В состав прочих включаются расходы, не относящиеся к строительной деятельности организации, но возмещаемые заказчиком по условиям договора (отдельные виды расходов на общее управление организацией, расходы на проведение НИОКР и т.д.).

Расходы по договору признаются в том отчетном периоде, в котором они понесены. Выполненные работы учитываются как затраты на производство, а расходы, понесенные в связи с предстоящими работами, – как расходы будущих периодов.

 

Финансовый результат

В соответствии с ПБУ 2/2008 финансовый результат по договору строительного подряда определяется только одним способом – «по мере готовности». Напомним, что ПБУ 2/94 предусматривало 2 способа определения финансового результата: «по стоимости работ по мере их готовности» и «по стоимости объекта строительства».

Способ «по мере готовности» предусматривает, что выручка по договору и расходы по договору определяются исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ по договору на отчетную дату.

Доходы и расходы по договору признаются в отчете о прибылях и убытках в тех же отчетных периодах, в которых выполнены соответствующие работы независимо от того, должны или не должны они предъявляться к оплате заказчику до полного завершения работ по договору или этапа работ, предусмотренного договором.

Степень завершенности работ по договору может определяться двумя способами:

  • по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору;
  • по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору.

Если достоверное определение финансового результата в какой-то отчетный период невозможно, но существует вероятность, что расходы, понесенные при исполнении договора, будут возмещены, выручка по договору признается в отчете о прибылях и убытках в величине, равной сумме понесенных расходов, которые в этот отчетный период считаются возможными к возмещению.

Выручка, признанная способом «по мере готовности», учитывается до полного завершения работ (этапа) как отдельный актив – «не предъявленная к оплате начисленная выручка».