На статью «Синдром экономики дефицита» («ЭЖ» № 47)

| статьи | печать

Беда нашего бизнеса (и не только российского) — в отсутствии стратегического мышления. Сейчас уже многим ясно, что случившийся общемировой кризис имеет другую природу, чем это представлялось еще пару месяцев назад. Это кризис не финансовый. Это кризис перепроизводства. На Западе был и оправданный спрос, но был и тот, который обеспечивался дешевыми потребительскими кредитами — то есть нереальный, дутый. В погоне за этим спросом экономика набирала обороты. Наша экономика тоже шла по тому же пути, но, к счастью, у них «пузырь» лопнул раньше, чем Россия успела полностью погрузиться в ту же яму.

Некоторые аналитики предсказывают, что здесь наше преимущество: именно поэтому Россия раньше «выскочит». И все вернется на круги своя: население начнет покупать, предприятия — производить. А вот западный потребитель уже ничего не будет покупать как минимум в следующие 12 месяцев, если, конечно, государство не начнет ему «разбрасывать с вертолета деньги для обеспечения спроса».

Но самое главное: общемировой спрос серьезно изменится именно за последующие 2—3 года, и нынешние избыточные производственные мощности окажутся не нужны. Более того: ненужным окажется и уйма «незавершенки», которая уже лежит мертвым грузом в цехах и на складах многих фирм «реального сектора экономики». И пока эта гора ненужной продукции и «незавершенки» не разгребется, пока производители не избавятся от накопленных неэффективных мощностей, которые еще вчера работали в три смены для удовлетворения дутого сверхспроса, никакого преодоления кризиса, никакого отскока, никакого начала нового роста не последует.

Здесь имеется большая опасность иного рода — слишком много мощностей должно быть закрыто. В том числе российские мощности. А это чревато ростом безработицы, социальными конфликтами.

Но иного выхода нет. Потому что вчерашнее производство не будет востребовано. Потребуется что-то другое. Тот, кто угадает и займется реструктуризацией своего бизнеса в наиболее перспективном направлении, и окажется на коне.

Маргарита Сироткина,
маркетолог, Санкт-Петербург