Благими намерениями граница вымощена

| статьи | печать

Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект о внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации. В соответствии с предлагаемыми поправками сотрудники таможни будут вправе приостанавливать выпуск товаров, не внесенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, если сочтут, что перемещение их через границу или совершение с ними других действий сопряжено с нарушением авторского права, смежных прав или с незаконным использованием товарного знака и других объектов интеллектуальной собственности.

Немалая часть товаров, подпадающих под действие поправок, относится к предметам потребления для населения. Это лекарственные препараты, средства гигиены, одежда, обувь, игрушки и т.д. Целью этих законодательных новшеств инициаторы законопроекта объявили защиту здоровья населения, недопущение нанесения морального вреда потребителю, увеличение налоговых поступлений (поскольку стоимость контрафактных товаров, как правило, ниже стоимости продукции от правообладателя), высокую инвестиционную активность правообладателей в связи с отсутствием недобросовестной конкуренции на товарном рынке.

Большое внимание уделяется и нормам ВТО. Несмотря на нынешнюю «заморозку» процесса присоединения России к мировому торговому сообществу, эти проблемы рано или поздно придется решать. А ужесточение борьбы с контрафактом должно снять одно из проблемных мест в этом деле. Авторы в пояснительной записке к законопроекту прямо говорят об этом, ссылаясь на соответствие предлагаемых новшеств нормам Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Вероятно, новый законопроект должен ознаменовать возобновление активных действий по сближению с ВТО. Поэтому во многом он ориентирован «на экспорт» – иностранные партнеры должны увидеть, что российское государство активно защищает интеллектуальную собственность (в чем раньше оно замечено не было), что Россия ориентирована не на самоизоляцию, а на включение в общемировые процессы и принятие общих для всех условий. В пользу этого говорит и тот факт, что Правительство в лице заместителя Председателя Правительства России Сергея Собянина в целом поддержало законопроект – иначе все-таки можно было бы ожидать более существенных ремарок с его стороны.

С внутрироссийским использованием новых правовых норм дело обстоит не так просто. Любой, кто знает реалии работы таможни в России, подтвердит, насколько рискованным выглядит положение о том, что, по сути, подозрений таможенников относительно провозимого товара будет достаточно для задержания его на неделю и более. Этот момент выглядит коррупциогенным. Так считает и ряд представителей деловых кругов, которые уже обратились к Президенту Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить изменения в Таможенном кодексе. По мнению предпринимателей, новые полномочия таможенников (которые, к сожалению, пока не могут похвастаться исключительной чистотой своих рядов) приведут только к тому, что последние фактически получат в свои руки новый инструмент по вымоганию взяток, поскольку 7-дневный простой товара на границе означает большие финансовые потери для импортера.

Поправки предусматривают, что выпуск товаров может быть приостановлен таможенниками на 7 рабочих дней. И не позднее следующего дня после приостановления выпуска товаров таможня обязана проинформировать об этом правообладателя и декларанта.  

По обращению правообладателя таможенники вправе продлить срок задержки товара, но не более чем на 10 рабочих дней. При этом правообладатель должен в специальном обращении заверить федеральный таможенный орган в том, что им принимаются необходимые меры, связанные с приостановлением выпуска товаров. Если со стороны правообладателя не последует таких мер, то таможенники могут решать судьбу товара на основании действующих норм Таможенного кодекса.

По мнению же экспертов, законопроект такого рода необходим, так как на данный момент на российский рынок поступает много контрафактной продукции, а качественный барьер им до сих пор не удалось установить. Однако, безусловно, совершенствование законодательной базы по защите интеллектуальной собственности должно идти рука об руку с совершенствованием работы самих таможенных органов. При этом вторая задача выглядит даже более сложной и масштабной.

Принятие законопроекта в нынешнем виде приведет не только к качественной фильтрации поступающего в страну импорта, но и к необоснованным задержкам груза и финансовым потерям у добросовестных импортеров. Поэтому скорее всего законопроект еще претерпит изменения.