Якутия будет перерабатывать

| статьи | печать
Якутия будет перерабатывать

Один из уроков государственно-частного партнерства последних лет заключается в том, что инвестировать в строгом соответствии со всеми правилами в России чрезвычайно сложно, почти невозможно, заявил в своем выступлении на Якутском экономическом форуме «Мегапроекты России» президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров.

 

На восток за ВВП

Мегапроекты – это наиболее капиталоемкие инвестиционные проекты стоимостью более миллиарда долларов и направленные на комплексное отраслевое развитие территорий, как правило, нескольких субъектов Федерации.

В настоящее время в России планируется реализовать 110 таких проектов. 25 из них на сумму 125 млрд долл. основаны на модели государственно-частного партнерства при поддержке Инвестиционного фонда России.

Мегапроекты должны обеспечить сдвиг экономического развития страны по карте слева направо. Сегодня на востоке России формируется около 32% ВВП и более половины проектов запланированы именно там.

Республика Саха (Якутия) – абсолютный лидер по запланированным на ее территории мегапроектам как по числу, так и по суммам.

Проект комплексного развития Южной Якутии (суммарная стоимость 422,5 млрд руб.) предполагает создание угольного, химического и атомного кластеров.

Развитие западной Якутии увязано с развитием севера Иркутской области. Этот проект включает освоение месторождений углеводородного сырья, переход к подземной добыче алмазов на новых рудниках. Его важной частью станет объединение транспортной и энергетической инфраструктуры Иркутской области и западной Якутии.

Среди других крупнейших проектов можно назвать комплексное развитие Томпонского горнопромышленного района в восточной Якутии и строительство Восточно-Сибирского нефтепровода.

 

Мегариски

«Российские мегапроекты реализуются в условиях постоянно меняющихся правил игры, – сокрушался в своем выступлении на форуме В. Штыров. – Бесконечно правится нормативно-правовая база Инвестиционного фонда, законы о концессиях и об особых экономических зонах, нормативная база функционирования госкомпаний и госкорпораций».

Самый сложный вопрос партнерства – множественность ответственных исполнителей со стороны государства. Так, в проекте «Комплексное развитие Южной Якутии» 4 отраслевых ответственных исполнителя со стороны государства, 2 куратора: Минрегионразвития и Минэкономразвития и администрация региона как координатор. В то же время со стороны бизнеса для государства создано «одно окно» – специальная управляющая компания

«Корпорация развития Южной Якутии», выступающая единой стороной инвестиционного соглашения с государством. Инвесторам также было бы удобнее работать с государством в лице ответственного исполнителя, который сам бы решал внутри Правительства проблему нужных ему согласований для исполнения государственных обязательств. Пока же финансирование проекта не началось из-за частых корректировок Положения об Инвестиционном фонде и административных проволочек внутри Правительства РФ.

 

Якутский передел

Как сообщил «ЭЖ» министр промышленности республики Алексей Голубенко, в результате реализации инвестиционных проектов экономика Якутии к 2020 г. из горнодобывающей должна превратиться в перерабатывающую. Сегодня рядом с вновь осваиваемыми месторождениями закладываются перерабатывающие предприятия металлургии, газохимии, нефтехимии и нефтепереработки, производства удобрений. В результате все больше добавленной стоимости будет оставаться в республике.

Но реализация этих планов зависит от реальной заинтересованности государства в развитии перерабатывающей промышленности. «Все, что экономически целесообразно, мы должны перерабатывать в Якутии, получая продукцию высокого передела, и выводить товары на мировой рынок под собственными брендами», – настаивает председатель комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) Петр Федоров. Федоров – председатель правления якутской алмазоперерабатывающей компании «ЭПЛ Даймонд».

Он считает, что российские производители находятся в неравных условиях с зарубежными конкурентами из-за низкой эффективности государства. Нашим предприятиям дороже обходится привлечение кредитов, а налоговое и таможенное регулирование настолько громоздко, что становится препятствием для развития.

В качестве примера он приводит своих конкурентов – огранщиков бриллиантов из Израиля, Бельгии, работающих в особых экономических зонах. Бриллианты, обработанные ими, пересекают границы в течение часа, а российские огранщики рады, если экспортируют товар, уложившись в семь дней.

«Несмотря на жесткую конкуренцию, если положение наших производителей с точки зрения регулирования и доступа к кредитам будет не хуже, чем у иностранных, то мы сможем занять заметное место на мировом рынке бриллиантов», – считает Федоров.