Реалии виртуального магазина

| статьи | печать

Торговля через интернет прочно вошла в наш быт. Конечно, этот вид продаж не дает покупателю возможности потрогать и примерить товар. Но налицо и преимущество – экономия времени на покупку. Выгодно и продавцу, который может обойтись без торгового зала и большого штата продавцов-консультантов. Обсудим проблемы права и учета, актуальные как для «электронных», так и для других дистанционных продавцов.

Определим «родственные связи»

Сразу оговоримся, что речь пойдет именно о розничной торговле с использованием Интернета. Вопросов использования Всемирной паутины при заключении договоров поставки мы касаться не будем.

Словосочетание «интернет-магазин» настолько устоялось, что его часто применяют в своих разъяснениях официальные органы, зачастую не считая нужным пояснить сущность данного термина. Тех, кто попытается найти определение этого понятия в законах, ждет разочарование – законодатель ничего не говорит ни об интернет-магазинах, ни об интернет-торговле.

Более того, мы не найдем в законодательстве и прямого развернутого определения понятия «Интернет», хотя правовые акты и упоминают Всемирную паутину.

Так, из п. 1 ст. 57 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» следует, что услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа относятся к универсальным услугам связи. Как сеть Интернет упоминается и в ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Обратим также внимание на ст. 247 АПК РФ, определяющую компетенцию арбитражных судов в РФ по делам с участием иностранных лиц. Согласно подп. 9 п. 1 данной статьи указанные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных и международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, если спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей Интернет на территории России.

Но наиболее полное представление об обсуждаемом понятии мы получим, проанализировав положения ст. 2 и 12 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Статья 2 данного Закона, определяя основные понятия, используемые в этом правовом акте, устанавливает, что информационно-телекоммуникационная сеть – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. А из подп. 3 п. 1 ст. 12 названного Закона следует, что государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает, в частности, создание условий для эффективного использования в РФ информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и иных подобных сетей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Интернет как один из видов информационно-телекоммуникационных сетей является технологической системой, предназначенной для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Однако не следует думать, что «электронная» торговля товарами совершенно уникальна по своей правовой природе. Эта деятельность является одним из видов розничных продаж, объединенных законодателем в одну группу. Интернет-торговля – самый младший и «продвинутый» представитель этой «семьи». «Родственников» объединяет то, что покупатель делает свой выбор, находясь в отдалении как от продавца, так и от товара. Поэтому такой способ продаж назван дистанционным.

В свою очередь, дистанционная торговля в определенной степени близка к продаже товаров по образцам. Эти виды торговли объединяет то, что покупатель приобретает аналог товара, информацию о котором он получил путем осмотра образца или путем ознакомления с изображением и (или) описанием товара.

 

Правовой фундамент

Базовой нормой, регулирующей продажу товара по образцам и дистанционный способ продажи, является ст. 497 ГК РФ.

Данная норма, в частности, устанавливает, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо его образцом при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Как видим, в приведенном положении не упоминается возможность осуществлять розничную торговлю посредством Интернета. Однако очевидно, что «электронная» продажа товаров вписывается в понятие дистанционной торговли.

Исключительно важно положение п. 3 ст. 497 ГК РФ о правилах определения момента исполнения договора. Из данного пункта следует, что, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договоры вышеуказанных видов считаются исполненными с момента доставки товара в согласованное сторонами место, а если место передачи товара не определено – с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя – юридического лица.

Пункт 4 обсуждаемой статьи предусматривает возможность покупателя отказаться от исполнения вышеназванных договоров, если иное не предусмотрено законом, до передачи ему товара. Очевидно, что в данном случае речь идет об отказе принять доставленный покупателю товар и его оплате. При этом данный пункт оговаривает, что «отказник» должен возместить продавцу необходимые расходы, понесенные им в связи с совершением действий по исполнению договора.

Чтобы проанализировать п. 4 ст. 497 ГК РФ и выявить специфику его положений, обратимся к нормам Гражданского кодекса РФ, содержащим общие положения о договоре.

Согласно п. 1 ст. 433 данного Кодекса договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

 

СПРАВКА

Из п. 1 ст. 435 ГК РФ следует, что офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым оно будет принято. А публичной офертой согласно п. 2 ст. 437 вышеуказанного Кодекса признается содержащее все существенные условия предложение, из которого усматривается воля делающего его лица заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.

Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. При этом акцепт должен быть полным и безоговорочным (п. 1 ст. 438 ГК РФ).

 

Применительно к торговле через Интернет публичной офертой, видимо, будет являться размещение на соответствующем сайте предложений о покупке определенных товаров, а акцептом – заказ покупателя, сделанный в электронном виде или по телефону.

Проблема заключается в том, что «обычный» покупатель, не обладая электронной подписью, в любом случае не может идентифицировать свой заказ.

Тем не менее из содержания п. 4 ст. 497 ГК РФ можно предположить, что законодатель считает договор дистанционной торговли заключенным с момента получения продавцом сообщения покупателя о приобретении товара в любом случае. Ведь в данном пункте говорится об отказе покупателя от исполнения договора до передачи товара.

Отметим, что в связи с обозначенной спецификой дистанционной торговли могут возникнуть ситуации с негативными последствиями как для продавца, так и для иных лиц. Например, фигурирующий в заказе как покупатель гражданин может на самом деле им не являться. Став жертвой «розыгрыша», он будет вынужден доказывать, что не должен нести расходы, понесенные продавцом в связи с совершением действий по исполнению договора.

 

«Электронный» потребитель

Более детально вопросы дистанционного способа продажи товаров регулируются ст. 26.1 Закона от 07.02.92 №2300-1 «О защите прав потребителя» (далее – Закон).

Так, пунктом 2 данной статьи установлено, что продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация о:

  • основных потребительских свойствах товара;
  • адресе (месте нахождения) продавца;
  • месте изготовления товара;
  • полном фирменном наименовании продавца (изготовителя);
  • цене и условиях приобретения товара;
  • доставке товара, его сроке службы, годности и гарантийном сроке;
  • порядке оплаты;
  • сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Кроме того, потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная ст. 10 Закона, а также определенная п. 4 обсуждаемой статьи информация о порядке и сроках возврата товара.

Отметим, что согласно п. 3 ст. 10 Закона информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. При этом информация об обязательном подтверждении соответствия товаров предоставляется в порядке и способами, которые установлены российским законодательством о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и о выдавшей документ организации.

Из приведенных положений следует, что при осуществлении дистанционной торговли, в том числе и «электронной», розничный продавец вовсе не освобождается от «бумажных» формальностей.

Пункт 4 ст. 26.1 Закона определяет порядок возврата товара при дистанционном способе продажи. В частности, установлено, что потребитель вправе отказаться от товара в любое время, а после его передачи – в течение 7 дней. Если же информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент его доставки, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента его передачи.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие такого документа не лишает покупателя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

При отказе от товара продавец должен возвратить потребителю денежную сумму, уплаченную им по договору, за исключением расходов продавца на доставку от него возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Обратим внимание на то, что в данном случае речь идет именно о возврате уже оплаченного товара. Однако ст. 26.1 Закона не уточняет обязанности потребителя при отказе от принятия и оплаты товара надлежащего качества. Системный анализ п. 4 ст. 497 ГК РФ и п. 4 ст. 26.1 Закона позволяет сделать вывод о том, что в этом случае у продавца возникает право требовать у «отказника» возмещения своих расходов на «обратную» доставку товара.

 

«Играя» по Правилам, помните о кодексе

Следующим документом, на который необходимо обратить внимание, являются Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.07.2007 № 612 (далее – Правила). Многие нормы этого подзаконного правового акта дублируют уже обсужденные нами ст. 497 ГК РФ и ст. 26.1 Закона. Поэтому остановимся только на отдельных его положениях.

Прежде всего обратим внимание на определение понятия «покупатель», содержащееся в п. 2 Правил, для того, в частности, чтобы не согласиться с данным определением.

Из данного пункта следует, что покупатель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Как видим, Правила исключают юридических лиц из числа покупателей. Мы считаем, что данное определение противоречит норме, имеющей большую юридическую силу. Такой нормой является ст. 497 ГК РФ. Напомним, что согласно п. 3, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара данным договором не определено – с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или по месту нахождения покупателя – юридического лица.

Из приведенного положения Гражданского кодекса РФ однозначно следует, что в качестве покупателя по обсуждаемому виду договора розничной купли-продажи могут выступать и юридические лица.

Нам могут возразить, обратив внимание на то, что согласно вышеуказанному Постановлению Правительства РФ Правила утверждены в соответствии с Законом, который в качестве потребителей признает только граждан. Это действительно так. Однако следует учитывать, что:

  • в Правилах говорится не о потребителях, а именно о покупателях;
  • базовой нормой, определяющей торговлю дистанционным способом как вид розничной купли-продажи, является все же не ст. 26.1 Закона, а ст. 497 ГК РФ, положения которой Правительство РФ не могло игнорировать;
  • юридические лица также могут приобретать товары для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Поэтому мы считаем, что обсуждаемый правовой акт должен распространяться и на правоотношения, возникающие между дистанционным продавцом и юридическим лицом при заключении договора розничной купли-продажи.

 

С доставкой на дом

Важное значение имеет п. 3 Правил, устанавливающий, что при продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.

Из содержания приведенного положения следует, что самовывоз товара допускается только в том случае, когда покупатель отказался от предложенной ему доставки.

С предписанием п. 3 Правил надо согласиться. Действительно, суть дистанционной торговли заключается именно в избавлении покупателя от хождений по магазинам.

Этим же пунктом предусмотрено, что продавец должен сообщить покупателю о необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые в силу своей специфики не могут начать использоваться без участия соответствующих «спецов».

Вопросы «завоза» регулируются также положениями п. 22 Правил.

Данный пункт устанавливает, что, в случае если договор заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в оговоренный срок доставить приобретаемый товар в место, указанное покупателем, а если такое место не указано, то в место его жительства. При этом дистанционный «торговец» вправе использовать услуги третьих лиц (с обязательным информированием об этом покупателя).

Говоря о возможности использования стороннего перевозчика, необходимо отметить, что если договором не предусмотрен самовывоз, то продавец должен нести ответственность за надлежащую доставку в любом случае. Такой вывод следует из системного анализа положений Гражданского кодекса РФ, регулирующих общие вопросы договора купли-продажи, вопросы розничной продажи товаров, а также вопросы дистанционной торговли.

 

Интернет алкоголю не товарищ...

Пункт 5 Правил устанавливает запрет на продажу дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена российским законодательством.

 

СПРАВКА

Согласно ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.; а на юридических лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб. с конфискацией указанной продукции или без таковой.

 

Пленум Верховного Суда РФ в п. 20 Постановления от 24.10.2006 № 18 разъяснил, что при квалификации действий лица по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи данной продукции, кроме перечисленных в ч. 1 и 2 названной статьи.

Учитывая изложенное, следует сделать вывод о том, что дистанционный продавец (в том числе и «электронный») при продаже алкогольной продукции будет привлечен к ответственности именно по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

 

СПРАВКА

Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино).

 

Обратим внимание на то, что п. 5 Правил, запрещая продажу дистанционным способом алкогольной продукции, не упоминает при этом в данной норме спиртосодержащую продукцию.

Отметим, что Закон № 171-ФЗ к спиртосодержащей продукции относит пищевую или непищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. При этом в ст. 2 данного правового акта содержатся следующие уточняющие определения:

  • спиртосодержащая пищевая продукция – пищевая продукция (в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, дистилляты (спиртосодержащее сырье) виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции;
  • спиртосодержащая непищевая продукция – непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

Таким образом, дистанционный продавец может продавать спиртосодержащую продукцию, не относящуюся к алкогольной, свободная реализация которой не запрещена или ограничена в соответствии с законодательством.

Пункт 6 Правил устанавливает, что его положения не применяются в отношении:

  • работ (услуг), за исключением выполняемых (оказываемых) продавцом в связи с продажей товаров дистанционным способом;
  • продажи товаров с использованием автоматов;
  • договоров купли-продажи, заключенных на торгах.

В пункте 14 обсуждаемого правового акта определены сведения, которые должен сообщить продавцу покупатель, желающий приобрести товар. К таким сведениям относятся:

  • полное фирменное наименование и адрес (место нахождения) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;
  • наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, его цена;
  • вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость;
  • обязательства покупателя.

 

Держи язык за зубами!

Важное значение имеет предписание п. 16 Правил, устанавливающего, что продавец должен обеспечивать конфиденциальность персональных данных о покупателе в соответствии с российским законодательством в области персональных данных.

 

СПРАВКА

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) такими данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании этой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

 

Из названной статьи следует, что операторами признаются, в частности, юридические или физические лица, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки таких данных.

При дистанционной торговле (в том числе и «электронной» оператором являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие этот вид деятельности.

Статьей 3 Закона № 152-ФЗ также установлено, что конфиденциальность персональных данных – обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта таких данных или наличия законного основания.

 

«Час расплаты»

Пункт 20 Правил определяет момент заключения договора дистанционной продажи, затрагивая при этом вопросы осуществления расчетов.

Данный пункт устанавливает, что договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. При оплате товаров в безналичной форме или продаже их в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта его сдачи-приемки.

Ранее, анализируя положения ст. 497 ГК РФ, мы высказывали предположение о том, при дистанционной продаже (в том числе и посредством Интернета) договор считается заключенным с момента получения продавцом от покупателя оферты – электронного сообщения о заказе товара. Однако из приведенных положений п. 20 Правил следует, что орган, утвердивший этот правовой акт, считает иначе. Анализируя данный пункт, можно сделать вывод о том, что договор считается заключенным с момента получения продавцом указанного сообщения только в том случае, если условия договора не требуют выдачи покупателю кассового или товарного чека.

Мы считаем, что обсуждаемые положения ст. 20 Правил ущемляют права дистанционных продавцов. Если полученная «электронная» оферта не свидетельствует о заключении договора, то у направившего ее лица не возникает никаких обязательств, в том числе и обязанности принять и оплатить товар. Ведь договорные отношения пока отсутствуют. Поэтому ничто не препятствует такому лицу отказаться от получения доставленного товара и заявить, что он не должен возмещать продавцу расходы по доставке, поскольку никакой договор не заключался и заключаться не будет. И формально он будет прав.

Уточним, что в данном случае речь идет не о «розыгрыше», который мы ранее обсуждали, а о ситуации, при которой лицо посылает «электронный» заказ, указывая себя в качестве покупателя, но при доставке товара отказывается от него.

По нашему мнению, законодателю следует внести изменения в положения ст. 497 ГК РФ, четко определив момент заключения договора в различных ситуациях, в том числе связанных с формой оплаты и особенностями отдельных видов дистанционной торговли (в том числе и «электронной»). При этом должны быть учтены интересы как продавца, так и покупателя. Соответствующие изменения необходимо внести и в Правила.

Практика показывает, что чаще всего при дистанционном способе продаж расчеты за проданные товары осуществляются наличными денежными средствами после их доставки при передаче покупателю. При этом возникают вопросы, связанные с порядком применения контрольно-кассовой техники и оприходования наличных денег.

Обсуждая данную проблематику, прежде всего отметим, что сфера применения ККТ определена ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ). В пункте 2 данной статьи определены случаи, при которых организации и индивидуальные предприниматели освобождены от обязанности использования кассовых аппаратов. При этом из указанного пункта не следует, что лица, осуществляющие торговлю дистанционным способом, могут ККТ не применять.

Зачастую чек пробивается заранее, до момента получения денег, и доставляется потенциальному покупателю вместе с заказанным товаром. Допустимо ли такое «превентивное» применение контрольно-кассовой техники? Мы считаем, что подобные действия недопустимы. Ведь при пробитии чека фискальная память кассового аппарата должна фиксировать получение хозяйствующим субъектом соответствующей суммы денежных средств. В рассматриваемом же случае наличные деньги фактически не поступают, что свидетельствует о нарушении правил учета в течение определенного периода.

В данном случае целесообразно использовать разрешенную к применению переносную контрольно-кассовую технику, пробивая кассовые чеки при передача товара покупателям и приеме от них денежных средств.

Возникают также вопросы, связанные с оприходованием наличных денег.

Приведем разъяснения УФНС по г. Москве, содержащиеся в Письме от 29.06.2007 № 22-12/61982. Налоговый орган ответил на вопрос организации, которая занимается торговлей через Интернет книжной продукцией. Наличные расчеты осуществляются через курьерскую службу. Сотрудник доставляет товар, принимает наличные деньги и выдает покупателю кассовый чек, пробитый заранее в офисе. Выручку курьер привозит в офис на следующий день к 9 часам утра. Организация спрашивает: могут ли ее привлечь к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности?

 

СПРАВКА

Согласно ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

 

Приведя положения ст. 2 и 5 Закона № 54-ФЗ, УФНС делает вывод о том, что организация, занимающаяся торговлей через Интернет, обязана выдать кассовый чек в момент оплаты товара покупателем.

Далее разъясняется, что при оказании услуг по доставке товара с выездом на дом к заказчику целесообразно использовать компактные ККТ с автономным электропитанием из числа находящихся в Государственном реестре ККМ, которые согласно Классификатору контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, утвержденному Письмом Госналогслужбы России от 05.02.98 ВК-6-16/84, разрешены к применению в соответствующей сфере деятельности.

Работа с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций на предприятиях должны быть организованы в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40.

На основании указанного Порядка ведения кассовых операций прием наличных денежных средств оформляется приходно-кассовым ордером. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Таким образом, отмечает УФНС по г. Москве, на сумму полученных денежных средств в обязательном порядке пробивается чек ККТ и выписывается приходно-кассовый ордер. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132, все записи в журнале кассира-операциониста ведутся ежедневно в хронологическом порядке. Основанием для записи являются снятые с кассовой техники Z-отчеты.

Неотражение или неполное отражение в кассовой книге фактических сумм выручки, полученных с применением всех эксплуатируемых в проверяемом периоде ККТ, без документального подтверждения необходимости уменьшения выручки, полученной предприятием (например, вследствие ошибки кассира-операциониста или правомерно произведенного возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар), расценивается налоговыми органами как неоприходование (неполное оприходование) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККТ.

В заключение налоговый орган делает вывод о том, что используемый организацией порядок оформления

кассовых операций приводит к неоприходованию в кассу организации наличных денежных средств, полученных с применением ККТ. Следовательно, на хозяйствующего субъекта могут быть наложены штрафные санкции, предусмотренные ст. 15.1 КоАП РФ.

С приведенными разъяснениями следует согласиться.

 

Сделка не состоялась

Как и при «обычной» розничной торговле, «дистанционный» покупатель вправе вернуть продавцу товар ненадлежащего качества. Правила оговаривают, что при возврате такого товара отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения данного товара у продавца.

Товар надлежащего качества также может быть возвращен при соблюдении определенных условий.

Учитывая специфику дистанционной торговли, п. 9 и 32 Правил устанавливают обязанность в момент доставки товара предоставлять покупателю информацию о порядке и сроках возврата. Такая информация должна содержать:

  • адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара;
  • режим его работы;
  • срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу;
  • предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора;
  • срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.

При возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт о возврате товара, в которых указываются:

  • полное фирменное наименование продавца;
  • фамилия, имя, отчество покупателя;
  • наименование товара;
  • даты заключения договора и передачи товара;
  • сумма, подлежащая возврату;
  • подписи продавца и покупателя (его представителя).

Отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя права требовать возврата товара и (или) возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором.

А п. 34 Правил устанавливает, что, в случае если возврат суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, осуществляется не одновременно с возвратом товара, возврат указанной суммы производится продавцом с согласия покупателя одним из следующих способов:

  • наличными денежными средствами по месту нахождения продавца;
  • почтовым переводом;
  • путем перечисления соответствующей суммы на банковский или иной счет покупателя, указанный покупателем.

В настоящее время контроль за соблюдением Правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Полномочия Роспотребнадзора определены в Положении об этом ведомстве, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322.

 

О web-сайтах и доменных именах, необходимых интернет-магазину, а также о проблемах учета, возникающих при «электронной» торговле, читайте в следующем номере «БП».