Урал Полярный открывает свои кладовые

| статьи | печать

 

В Москве состоялась презентация грандиозного и амбициозного инвестиционного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», который, несомненно, войдет в историю своей масштабностью, перспективностью, значимостью для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Урала в целом и всей России. Для реализации проекта создано ОАО «Корпорация «Урал Промышленный – Урал Полярный», акционерами которого являются Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область. Ожидается, что в ближайшее время в число основных акционеров войдут Курганская, Свердловская и Челябинская области. Первый этап проекта намечается реализовать до 2020 г.

Инвесторы становятся в очередь

Программа комплексного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» предусматривает, что суммарный объем инвестиций превысит 543 млрд руб., в том числе средства Инвестиционного фонда Российской Федерации составят 105 млрд руб., 79,1 млрд руб. поступят от регионов – участников проекта, около 360 млрд руб. вложат отечественные и иностранные компании.

Губернатор, председатель правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Александр Филиппенко сообщил на презентации, что все материалы по инвестиционным программам подготовлены.

«Если в начале текущего года мы уже имели в портфеле подписанные договоры на общую сумму 176 млрд руб., то на 1 января 2009 г. уверенно выйдем на объем 240 млрд руб., и для такого заявления у нас есть все основания», – заявил губернатор.

По его словам, в настоящее время топ-менеджеры и эксперты корпорации ведут переговоры с потенциальными инвесторами, число которых перевалило за 80. Интерес к проекту проявляют более 20 иностранных компаний.

«При этом мы никого не уговариваем войти в число акционеров или стать участником того или иного проекта в рамках комплекса, более того, мы очень тщательно изучаем историю и финансовое положение компаний, прежде чем начать с ними переговоры», – уточнил полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Петр Латышев.

 

Транспортные коридоры

Отвечая на вопрос корреспондента «ЭЖ», А. Филипенко сообщил, что транспортная составляющая является важнейшим звеном данного национального проекта.

«В настоящее время ведется подготовка технической документации по транспортной инфраструктуре, в течение 2009 г. намечается завершить эту работу. В начале 2010 г. мы должны приступить к строительству железнодорожного и автомобильного коридоров к месторождениям полезных ископаемых и завершить реализацию проекта в 2015 г.», – сказал губернатор.

В транспортный блок входят проекты строительства железнодорожной линии Полуночная – Обская – Салехард – Надым протяженностью 1250 км. Новая железнодорожная магистраль по восточному сколу Урала в совокупности со строящимися линиями Обская – Бованенково, Обская – Салехард – Надым и автомобильной дорогой Салехард – Тюмень кратчайшим путем свяжет Промышленный Урал с месторождениями полезных ископаемых Полярного Урала и зонами нефтегазодобычи – Ямала и Тимано-Печерского бассейна. Это самый крупный железнодорожный проект в России за последние десятилетия.

«Рядом с железной дорогой будет построена и автомобильная магистраль», – добавил А. Филипенко.

Проект предполагает строительство не только инфраструктуры для добычи и транспортировки полезных ископаемых, но и предприятий для их глубокой переработки. Реализация проекта позволит обеспечить транспортировку жидких углеводородов в европейскую часть России, а также на экспорт в порты Усть-Луга и Мурманск.

Стоимость строительства транспортной инфраструктуры составит 131,7 млрд руб.

 

Минерально-сырьевой блок

Суммарная стоимость разведанных и прогнозных ископаемых Приполярного и Полярного Урала, по экспертным заключениям, оценивается более чем в 10 трлн руб., или в 400 млрд долл.

Среди них мы видим остродефицитные для российской промышленности полезные ископаемые. В частности, полярные подземные кладовые хранят 12 млрд т железа, около 1 млрд т хромитов, 1,5 млрд т марганца, более 25 млн т меди, 460 млн т фосфоритов, свыше 36 млрд т энергетического угля. Всего в сырьевом блоке значатся 74 вида полезных ископаемых.

«И это при том, что на данный момент охват территории геолого-разведочными работами составляет не более 12%, – говорит А. Филипенко. – Но и разведанных запасов вполне достаточно для того, чтобы приступить к реализации проекта».

В ходе презентации проекта было подписано соглашение об открытии на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов 9 горнорудных районов.

В 2013–2015 гг. намечается ввести в эксплуатацию Кершорское месторождение хрома

(9500 тыс. т в год), Тейкеуское месторождение редкоземельных металлов (100 тыс. т в год), Собское баритовое месторождение (100 тыс. т в год), месторождения медно-инковых руд Вольинского и Северо-Сосьвинского районов (300 тыс. т в год).

Для синхронизации геологоразведочных работ с другими видами деятельности в рамках всего комплекса Министерство природных ресурсов (МПР) России выделило 21 участок для первоочередного изучения. Корпорация на данный момент получила лицензии на недропользование по 9 участкам. По остальным участкам конкурсы и аукционы будут проведены в 2008–2010 гг. Общий объем инвестиций за счет внебюджетных источников должен составить более 80 млрд руб., в том числе 5,5 млрд руб. в разведку и 74,5 млрд руб. в промышленное освоение и добычу. Все проекты включены в перечень приоритетных инвестпроектов Югры и Ямала.

Техническим консультантом проектов минерально-сырьевого блока стала компания IMC Montan.

 

Энергетическая инфраструктура

Одновременно с развитием транспортной инфраструктуры намечается реализовать проекты строительства 5 новых электростанций суммарной мощностью 2544 мегаватт, работающих на местном сырье, а также необходимого сетевого хозяйства, что позволит обеспечить надежное электроснабжение существующих и вновь вводимых потребителей на территории нового хозяйственного освоения.

70 млрд руб. запланировано инвестировать в строительство Тарко-Салинской ГРЭС (газ), 73 млрд руб. – в строительство Северо-Сосьвинской ГРЭС (уголь), газотурбинные электростанции будут возведены в городе Ноябрьск и поселках Харп и Игрим. Инвестиции составят 25,4 млрд руб. На развитие электросетей будет выделено 6,3 млрд руб.

При необходимости предусмотрена возможность строительства дополнительных мощностей на запасах Оторьинского и Тольинского угольных участков.

«Сейчас мы работаем с рядом портфельных инвесторов для финансирования этих строек», – отметил генеральный директор новой корпорации Олег Демченко.

 

Лесопромышленные возможности

Помимо нефти, газа, металлов и угля на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры имеются громадные запасы древесины. Общие запасы древесины оцениваются в 566 млн кубометров, а эксплуатационные запасы составляют 253 млн кубометров. Этой сырьевой базы достаточно для ежегодной заготовки и переработки 7 млн кубометров ежегодно.

Лесопромышленный блок заработает в полную силу после реализации проектов транспортной инфраструктуры.

Существующий ресурсный потенциал позволяет создать в регионе промышленные предприятия по производству строительных материалов для малоэтажного строительства.

 

Проект, нужный всем

«Этот мегапроект становится, по сути, еще одним национальным проектом, – отметил П. Латышев. – Он очень важен для Югры, но еще более важен для страны – для ее экономической безопасности. Проект откроет выход к океану, к газовой, газоконденсатной и нефтяной энергетике, месторождениям, расположенным в шельфе арктических морей, и обеспечит отечественную промышленность высококачественным сырьем на десятилетия, а по отдельным видам – на сотни лет вперед. Кроме того, он будет способствовать развитию транспортной системы в Уральском округе, ее интеграции в глобальные транспортные коридоры, что предоставит России широкий выход на мировые рынки сырья и продукции. Мы откажемся от импорта многих видов сырья, в частности марганца и хрома».

По словам А. Филипенко, на территории округа будет создано 60 тыс. новых рабочих мест, территория получит развитую транспортную инфраструтуру, появится избыток электроэнергии для продажи.

Вторую жизнь обретут промышленные предприятия Урала, которые в настоящий момент испытывают острый дефицит сырья.

«Промышленность Урала еще с демидовских времен ориентировалась на собственную сырьевую базу, – сказал П. Латышев. – Теперь горы Магнитной нет, там сегодня чистое поле, горы Благодатной тоже нет. Продолжается процесс стагнации перерабатывающей промышленности региона в связи с тем, что сырье приходится завозить издалека. А с реализацией данного проекта сырьевая база окажется под рукой, увеличится рентабельность предприятий, придут и инвестиции».

В ходе презентации отмечалось, что предприятия региона получат крупные заказы примерно на сумму 226 млрд руб. Это металлоизделия для строительства 80 мостов, компания «Курганстальмост» уже приступила к строительству нового завода в Тюмени под данный проект. На стройку железнодорожной магистрали начнет работать Нижне-Тагильский металлургический комбинат по совместному российско-японскому проекту.

И П. Латышев, и А. Филипенко особо отметили, что ни один проект комплексной программы не будет реализован без экологического мониторинга.