Письмо Минфина России от 5 августа 2008 г. № 03-02-07/1-336

| статьи | печать

Об истребовании документов у налогоплательщика налоговым органом, проводящим налоговую проверку.

 

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об истребовании документов у налогоплательщика налоговым органом, проводящим налоговую проверку, и сообщается следующее.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

В соответствии с п. 1 ст. 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. При этом указанной статьей не конкретизированы документы, которые вправе истребовать налоговые органы.

Полагаем, что к таким документам относятся документы, содержащие информацию для целей налогового контроля, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Форма требования утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338.

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 Кодекса).

Кодекс не предусматривает основания для оставления налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов без исполнения.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 93 Кодекса в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Полагаем, что при продлении срока представления документов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа учитывает указанные налогоплательщиком причины, по которым документы не могут быть представлены в установленные сроки, объем истребуемых документов, наличие факта частичного представления документов в рамках данного истребования, сроки, в которые проверяемое лицо по его уведомлению может представить истребуемые документы.

Таким образом, налоговые органы самостоятельно определяют, на какой срок возможно продление срока представления истребуемых у налогоплательщика документов.

 

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА НАЛОГОВОЙ

И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

С. РАЗГУЛИН