Как списать расходы со счета 97?

| статьи | печать

Инспектор ИФНС сказал, чтобы мы не показывали убытки в годовых отчетах. Мы отнесли их на счет 97 «Расходы будущих периодов». А как потом списать эти убытки? Нужно ли переделывать отчетность, когда появится реальная прибыль?

К сожалению, из письма не ясно, как образовались убытки.

Например, организация может нести расходы при отсутствии деятельности. Так бывает у вновь созданных организаций в период, когда основная деятельность еще не началась. Такая ситуация может возникнуть также у организаций, выполняющих сезонные работы. Несколько месяцев в году они работают и получают доход, а остальное время продолжают нести различные расходы (амортизационные отчисления, заработная плата персонала и другие общехозяйственные расходы), но дохода не получают.

В таких случаях признавать такие расходы текущими и отражать убытки некорректно, так как расходы должны быть связаны с получением доходов.

Для отражения расходов, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предусмотрен счет 97 «Расходы будущих периодов». Также на этом счете целесообразно учитывать расходы, направленные на получение будущих доходов.

Порядок списания расходов будущих периодов в составе текущих расходов является элементом учетной политики организации. В учетной политике указывается, каким образом и в какие сроки расходы будущих периодов будут соотноситься с полученными доходами, при этом учитываются технологические особенности и специфика деятельности организации.

Их можно списывать равномерно в течение срока, определенного организацией, либо учитывать пропорционально объему выпущенной продукции, либо пропорционально выручке в течение периода осуществления деятельности и т.д.


Учет расходов будущих периодов

В отчете о прибылях и убытках отражаются только текущие расходы, следовательно, суммы, отраженные на счете 97, в отчете не показываются. При заполнении формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» должен быть соблюден принцип соответствия доходов и расходов (п. 19 ПБУ 10/99).

Таким образом затраты, учтенные в составе расходов будущих периодов, отражаются в форме № 2 только после их отражения в составе текущих расходов и списания на счета учета финансовых результатов.

Термин «расходы будущих периодов» в налоговом учете не используется. Расходы, которые числятся на счете 97, будут списываться в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

Напомним основные правила. Для того чтобы учесть расходы для целей налогообложения прибыли, они должны быть обоснованны, документально подтверждены и произведены для деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ):

Правила признания расходов при методе начисления изложены в п. 1 ст. 272 НК РФ. Согласно этой статье расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Расходы распределяются организацией самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Таким образом, в учетной политике налогоплательщик может сам установить срок, в течение которого расходы, отраженные на счете 97 как расходы будущих периодов, учитываются для целей налогообложения (если по таким расходам не предусмотрен особый порядок их списания в целях налогообложения). При этом следует соблюдать принцип равномерности признания расходов.

Если организация списала такие расходы в налоговом учете единовременно, сформировав в налоговом учете убыток, то с 01.01.2007 сумма убытка предыдущего налогового периода может быть перенесена на текущий год без ограничений, а его остаток – на последующие годы в порядке, установленном п. 2 ст. 283 НК РФ. То есть убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующий год из последующих 9 лет.

При этом ни бухгалтерскую, ни налоговую отчетность переделывать не следует.

Если же организация понесла за отчетный период расходы, превышающие доходы и связанные с этим доходом, то убытки были показаны в отчетности правомерно и, следовательно, в дальнейшем их также можно будет списать в целях налогообложения в последующие годы в порядке, описанном выше.