Страховщики пришли за пенсионными деньгами

Заключать договоры на управление пенсионными деньгами через готовую агентскую сеть выгодно и легко
| статьи | печать

Что кроется за желанием страховых компаний развивать собственные пенсионные фонды? Чем вызвана отмеченная экспертами вторая волна приобретения страховщиками НПФ? Ответить на это можно классической формулой: «О чем бы ни говорили деловые люди, они говорят о деньгах». Вопрос лишь в том, о каких суммах идет речь.

Первая волна приобретения собственных НПФ, прошедшая в начале пенсионной реформы, была относительно невысокой – созданные в 2002–2004 гг. страховщиками НПФ не заняли сколько-нибудь значительного места на рынке пенсионных денег. Активность граждан в отношении управления пенсионными деньгами почти отсутствовала – люди не видели большого смысла в управлении накопительной частью своей пенсии, потому что опыт последних десятилетий отучил население заботиться о «длинных деньгах».

Однако после рекордного роста на рынке ПИФов в 2005–2006 гг. ситуация изменилась и для пенсионных фондов: граждане вошли во вкус игр с ценными бумагами и вообще игр «в инвестиции». В 2005 г., по данным «Эксперт РА», было принято 0,7 млн заявлений от застрахованных лиц о переходе из ПФР в НПФ, в 2006-м – 1 млн, в 2007 г. – уже 1 млн 480 тыс.

По всей вероятности, эта тенденция будет сохраняться и дальше. Таким образом, все большее количество «пенсионных денег» будет выводиться из управления государственного Пенсионного фонда в частные. Осталось выяснить, в какие фонды конкретно.

По состоянию на 1 апреля 2008 г. услуги по добровольному пенсионному обеспечению предлагали 234 фонда, и сориентироваться среди них рядовому «розничному» клиенту может быть непросто.

Напомним, что речь идет о таких суммах, за которые стоит всерьез бороться: по оценке Merrill Lynch, пенсионные накопления ожидает четырехкратное увеличение в течение ближайших 7 лет. Пока на I квартал 2008 г. под управлением ВЭБ (Внешэкономбанка) находилось 14,5 млрд долл. пенсионных накоплений, в то время как в управлении различных НПФ находится 1,8 млрд долл. Объем рынка добровольного пенсионного страхования в тот же период составил 20,2 млрд долл. При этом прогноз Merrill Lynch многие российские эксперты считают слишком осторожным и предсказывают более быстрый рост пенсионных накоплений в ближайшие годы – вплоть до десятикратного. И борьба началась. Сразу несколько крупных страховщиков объявили о выходе на открытый рынок пенсионного обеспечения.

С 1 июля 2008 г. приступил к работе Негосударственный пенсионный фонд «Ренессанс Life & Pensions» компании «Ренессанс Life». Деятельность НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии» интегрирована в деятельность страховой компании. По мнению ее менеджмента, «работа на пенсионном рынке позволит «Ренессанс Life» выйти на новый уровень взаимодействия с клиентами, основанный на принципе формирования философии накопления». Жизнь наши граждане, как известно, страхуют с неохотой, но, может быть, удастся «поймать» их через пенсионные деньги?

Запускает свой собственный НПФ и еще один страховой гигант – компания «Allianz-РОСНО». В начале 2008 г. СК «РОСНО» приобрела контроль над фондом «ПромЭнерго». В настоящий момент завершена процедура переименования НПФ «ПромЭнерго» в НПФ «Альянс», и специально созданная рабочая группа осуществляет разработку стратегии развития фонда. По словам генерального директора СК «Авива» Андрея Дубинина, интерес страховщиков к созданию собственных фондов связан с новой стратегией стимулирования добровольных пенсионных взносов, когда на каждую тысячу рублей добровольного взноса вкладчик получит еще тысячу от государства (идея, которую активно лоббировали и ВСС, и РСПП).

Трюк с созданием собственных НПФ позволит страховщикам заключать договоры на управление пенсионными деньгами с помощью уже существующей агентской сети – и тут у страховщиков будет преимущество перед обычными НПФ, не имеющими такой сети, как и возможности ее создать и содержать. В отличие от покупки полиса по страхованию жизни заключение договора на управление накопительной частью пенсии не несет для клиента никаких расходов. Ничего не надо платить, надо просто поставить подпись – и деньги уйдут со счета ВЭБ на счет выбранного НПФ. Психологически это идеальная продажа, и в «Ренессанс Life» имеют основание рассчитывать, что активы под управлением дочернего НПФ достигнут 1 млрд долл. уже через 4 года.

Рынок пенсионных накоплений имеет прекрасный потенциал с любой точки зрения. Ведь к концу I квартала 2008 г. только 8% из 43 млн работающих граждан перевели свои деньги из ВЭБ в НПФ. При этом недовольство действиями ВЭБ растет, поскольку доходность под государственным управлением слишком низкая (примерно в 2 раза ниже официального уровня инфляции).

Так что теперь страховой агент при заключении договора страхования, скажем, ОСАГО может ненавязчиво (или навязчиво) предложить заключить договор на пенсионное обеспечение. Всего одна подпись – и... Будущее покажет, сколько таких подписей будет поставлено в ближайшие годы.

Вероятнее всего, обучение агентов и разработка стратегий новых НПФ займет у страховщиков какое-то время, однако уже через год-два можно будет судить о тренде: произойдет ли благодаря новой стратегии работы с клиентами резкое увеличение пенсионных активов под управлением частных НПФ или «молчуны» по-прежнему останутся в большинстве.