...И ни в чем себе не отказывайте («Экономика и жизнь», № 35 , 2008 г.)

| статьи | печать

Не только Правительство, но и вся деловая общественность с нетерпением ждали, когда же Минфин представит наконец развернутую аргументацию упорного нежелания снизить ставку НДС до 12%. На днях он ее развернул. Ощущение от ознакомления – глубоко торжественное, как после органного концерта. Кажется, реквием по снижению этого налога оркестру финансистов удался. Пожалуй, в этом печальном произведении можно расслышать лишь одну мажорную нотку – возможность уменьшить ставку на 0,5, максимум на 1 процент. Как говорится, ни в чем себе не отказывайте.

Ответ Минфина своим оппонентам, ратующим за 12-процентный НДС, появился довольно неожиданно и в не самом ожидаемом месте – в Проекте бюджетной стратегии на период до 2023 года. Документ сам по себе интересный, но в основном для «стратегов». А вот приложение к нему достойно широкого круга читателей. Именно в нем финансисты «приложили» идею снижения ставки налога. Почти 50 страниц аргументов трудно детально изложить в коротком материале. Да этого, думается, и не надо – Проект открыт для ознакомления на сайте министерства. Так что можно держаться ближе сути и выводов.

Надо отдать должное авторам «приложения»: тактику предъявления своих «козырей» они выбрали умело, последовательно накрывая ими «карты» оппонентов. Сначала же они напомнили историю становления нынешней налоговой системы с начала 1990-х годов. Знаете, трогательный рассказ. Суть его примерно такова: после тяжелейших лет в государственных финансах, балагана в налоговой системе и со сбором податей, преодоления сопротивления мощных лоббирующих групп и их депутатов в 2000 г. удалось-таки начать налоговую реформу, успешно завершенную в последние годы. В этой преамбуле задокументирован каждый трудный шаг, в частности, какие плохие налоги были устранены, какие новые умные налоги рождены, насколько были снижены те или иные ставки, какое большое и всеобщее облегчение для хозяйствующих субъектов все это принесло.

Наконец наступает ощущение вопроса: «И что вам еще надо, неблагодарные?» И действительно, становится как-то неловко. Однако правильно понимая, что в массе добро быстро забывается, повествователи переходят к холодному воздействию на жесткие сердца оппонентов, на цифрах, расчетах и мировой практике последовательно разбивая или ставя под сомнение их аргументы в пользу снижения ставки НДС.

К примеру, в международной практике прослеживается тенденция не на снижение, а на увеличение его ставки. Пример: так поступили 16 стран из 30 в ОЭСР. Там же, где пошли на снижение, положительный эффект документально не подтвержден. Если уж там снижают, так налог на прибыль.

«Говорите, сокращение ставки НДС простимулирует инвестиционную активность?» Далее несколько страниц контраргументов с привлечением экономической теории и теории госфинансов, рассмотрением вариантов в зависимости от особенностей рынков с выводом, что «более предпочтительным в этом смысле выглядит проведение мероприятий, направленных на увеличение нормы амортизации и улучшение администрирования всей системы налогов и сборов». И вообще «...НДС как налог на потребление не облагает инвестиции предприятий» – три варианта покупки инвестиционных товаров в подтверждение.

Главный аргумент оппонентов, что снижение НДС всколыхнет развитие высокотехнологичных отраслей. В ответ: «...уплата НДС в бюджет осуществляется за счет средств конечного потребителя» и «В реальности премия от снижения НДС будет распределена между потребителем и производителями...»

Вот еще контраргумент тезису, что снижение ставки этого налога выведет на свет теневой бизнес: «... для недобросовестных налогоплательщиков выйти из «тени» и выплачивать НДС «в белую» означает показать свои реальные обороты и, таким образом, признать обязательства также по прямым налогам (налог на прибыль, ЕСН и т.д.)».

В общем, все в таком духе. «Приложили» крепко. Впрочем, авторы приложения снисходительно оставили три варианта «размена» на 12-процентный НДС:

  • повышение совокупной ставки налога на прибыль организаций на 7 п., до 31%;
  • повышение ставки НДФЛ на 6,5 п., до 19,5%;
  • повышение базовой ставки ЕСН на 8–10 п., до 34–36% в зависимости от изменения шкалы регрессии.

Спасибо, альтернатива всегда приятна. Но теперь совсем сомнительно, что идея укоротить НДС скоро обретет плоть. В проекте бюджета на ближайшую трехлетку места ей не нашлось, а документ уже в Госдуме. Написать столь же мощную симфонию, как у Минфина, но в ее поддержку, до 22 сентября (срок обозначил премьер), главе МЭР удастся вряд ли.

Однако грустную точку здесь ставить не хочется. Из гуманизма все же донесем прозвучавший на днях глас «Деловой России». Она изумилась очередным победам налоговиков в сборе налогов. Особенно успехом операции по принуждению платить зарплаты в белую. И подсчитала, что в результате рентабельность предприятий упала на 6–10%, а до того была всего 5–7%. Словом, многие производства впали в убытки, и коснулось это прежде всего малого и среднего бизнеса. Если срочно не снизить НДС, мрачно пророчит «Деловая Россия», то к концу года страна потеряет до 40% своих производителей.

Это тоже верно: люди мы мирные, но своего народу вокруг положить можем много. Невзначай...