Налоги: снижать или не снижать?

| статьи | печать

Первый месяц лета принес резкий спад промышленного производства – 100,6% в сравнении с июнем прошлого года – и обострил дискуссии о необходимости снижения налогов, которое может стимулировать экономический рост в обрабатывающих отраслях. Редакция «ЭЖ» знакомит читателей с мнениями экспертов на эту острую тему. Как показал наш опрос, их точки зрения значительно отличаются друг от друга...

 

Компромисс будет найден

Владимир Головнев, Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству

Ни для кого не секрет, что сегодня в вопросе о налогообложении бизнеса столкнулись две очень серьезные точки зрения. Вместе с тем я уверен, что компромисс между бизнес-сообществом и исполнительной властью все же будет найден.

Должна восторжествовать нормальная экономическая логика, которая не чужда бизнесу да и финансистам тоже. Сегодня никто не говорит, что существующая с 2002 года налоговая система однозначно плоха. Она свои задачи выполнила неплохо и с точки зрения мобилизации ресурсов, и с позиций поддержки вертикали власти.

Но нужно иметь в виду, что на сегодняшний день у страны есть уникальная возможность – это и конъюнктура цен на энергоносители, и глобальные экономические процессы – снизить налог на добавленную стоимость, для того чтобы поддержать именно инновационную экономику. Об этом говорят и Президент Дмитрий Медведев, и премьер-министр Владимир Путин, и Председатель Госдумы Борис Грызлов.

Ведь основная задача нашей экономики сейчас состоит в том, чтобы выросло количество производства товаров с добавленной стоимостью. И это напрямую касается НДС, который как раз и берется с элементов переработки. Поэтому наши товары и услуги становятся неконкурентоспособными.

Для развития инновационной экономики, безусловно, придется снижать НДС, а также по-другому относиться к НИОКР, а возможно, полностью отменить таможенные пошлины на ввозимое оборудование, которое не производится в России. Эти меры революционны, но иначе России не выиграть идущую в мире «торговую войну». Мы должны стоять на страже интересов российских товаропроизводителей, только так мы сможем говорить и о национальной безопасности, и об инновационной экономике.

Бесспорно, НДС – важный для федерального бюджета налог, но в свете сегодняшних задач нашей экономики снижать его необходимо. Причем подойти к снижению налога на добавленную стоимость надо кардинально. Тем более что все возможности для этого в нашей стране сегодня есть.

 

Пока четыре с минусом

Леонид Малыгин, директор Северо-Западного центра венчурных инвестиций

Уровень налоговой нагрузки в стране достаточно высок, но не критичен. Хотя определенное снижение налогов сегодня необходимо. Это особенно важно в преддверии вступления России в ВТО и в связи с растущей экспансией китайских товаров на российский рынок.

Действующую ставку НДС целесообразно немного снизить, например до 14%, поскольку этот налог отражается на результатах работы компаний, выпускающих товары с высокой долей добавленной стоимости.

У нас сложилась сейчас работающая налоговая система, которую я бы оценил на четыре с минусом. Есть немало стран, где налоговая система гораздо хуже. Существующая налоговая система все же дает возможность предпринимателям успешно вести бизнес при наличии высокой квалификации. Однако если мы хотим, чтобы начался реальный переход экономики на инновационный путь развития, то нужны изменения в налоговой системе. И прежде всего в той части, которая касается граждан, решивших начать свой бизнес в инновационной сфере. Для них в течение некоторого времени нужна облегченная налоговая нагрузка.

В целом же в налоговой системе необходим определенный баланс между интересами предприятий и государства, которое имеет большой объем социальных обязательств и другие потребности.

Но существующая налоговая нагрузка далеко не главный сдерживающий фактор в процессе создания инновационной экономики.

 

Треть промышленных предприятий может исчезнуть

Юрий Никонов, Председатель совета директоров промышленного объединения «Каскад»

На сегодняшний день большое число российских промышленных предприятий оказалось на уровне минимальной рентабельности. Если в ближайшее время не уменьшить уровень налоговой нагрузки, мы можем потерять порядка трети отечественных производственных компаний.

В такой ситуации, при которой множество российских фирм едва сводит концы с концами, виноваты излишняя налоговая нагрузка и глобальная экономическая конъюнктура.

Прежде всего речь идет о Китае, руководство которого, образно говоря, «торпедировало» производство в других странах за счет снижения налогов для своих промышленных компаний. Наш восточный сосед практически полностью освобождает от налогов новые производства, в результате за последние годы за счет иностранных инвестиций он создал современную индустрию, основанную на высокоэффективных технологиях и передовом оборудовании. Российский бизнес полностью поддерживает призыв Президента страны Дмитрия Медведева о необходимости работать исключительно в законной плоскости. И рост собираемости налогов за первые 4 месяца 2008 года (НДС – на 53,9%, ЕСН – на 31%) говорит о том, что бизнес не на словах, а на деле поддержал этот призыв. Однако надо отдавать отчет, что все это привело и к увеличению себестоимости товаров, и к снижению рентабельности производства.

Мы часто говорим последние годы о необходимости защиты нашего сельского хозяйства в условиях вступления в ВТО. Но точно так же нужно вести речь о стимулировании российского промышленного производства. В противном случае из-за общемировой экономической конъюнктуры, жесткой китайской экспансии возникает реальная угроза до конца года довести до банкротства более 30% наших производственных предприятий.

Для улучшения ситуации в обрабатывающих отраслях необходимо снижение ставки НДС до 12%. Это даст возможность компаниям на 3–4% сократить свои издержки и увеличить рентабельность, которая сейчас у многих приближается к нулю. В результате выиграет и государство: в стране сохранится определенное количество производственных компаний, которые обеспечат налогооблагаемую базу.

Это не нанесет удар по российскому бюджету. Ведь сегодня, как отмечают наши экономические ведомства, значительно увеличился сбор налогов и постоянно растет профицит федерального бюджета. А вот отечественное промпроизводство по итогам июня продемонстрировало весьма скромный рост – 100,6% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года.

Ситуация становится просто критической. Чтобы сохранить уровень рентабельности, мы переходим на китайские комплектующие. Но у нас есть оборонное производство, которое мы должны обеспечивать российскими деталями. И уже сегодня нам не у кого брать отечественные комплектующие, производители которых исчезают на наших глазах.

Особенно сложная ситуация складывается в российской глубинке. Если в крупных городах бизнес активно привлекает потенциал научных организаций, то в провинции хронически не хватает квалифицированных кадров. Именно там мы можем потерять огромное количество производственных предприятий.

 

Где искать потерянный кошелек

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики

Не понимаю, зачем сейчас говорить о реформе налоговой системы. Возможно, причиной этих предложений могло послужить определенное напряжение во взаимоотношениях между бизнесом и властью.

Государство хочет каким-то образом привлечь бизнес, завоевать его доверие, не поступаясь при этом своими полномочиями, которые позволяют ему в любой момент начать атаку на те или иные бизнес-структуры. Ведь при нынешней системе налогового администрирования сделать такую атаку довольно просто. Сам по себе факт, что предлагается снижение налогов или изменение структуры налоговой системы, вместо того чтобы улучшать администрирование, наводит на эту мысль.

Сегодня в целом налоговая нагрузка составляет порядка 39% ВВП. Но если взять этот показатель без нефтяных и газовых платежей, то выяснится, что в течение последних лет он не рос. Общему же увеличению налоговой нагрузки способствовало повышение цен на углеводороды.

Вполне понятно, что предприниматели выступают за снижение НДС, но я считаю бессмысленным опрашивать их на эту тему. Лучше задать им такой вопрос: «Что вы предпочитаете – снижение НДС на несколько процентных пунктов или прекращение ежедневных проверок вашего бизнеса сотрудниками милиции и налоговой службы?» Уверен, что они выберут второй вариант ответа.

Обратите внимание, что одно из самых популярных предложений сегодня – дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых. Разработчики самых сложных месторождений должны платить меньше, а самых больших и легкодоступных – больше. Но ведь когда отменяли дифференциацию НДПИ, это объяснялось тем, что она порождает коррупцию. Дело в том, что налоговая система в нашей стране должна быть простой и прозрачной.

Совершенствование налогового администрирования является не только более важной, но и более сложной задачей. Поэтому и появляются попытки пойти путем наименьшего сопротивления и снижать налоги. Но в конце концов пора прекратить искать кошелек под фонарем, а не там, где мы его потеряли.

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Хрупкие успехи отечественных предприятий, работающих в обрабатывающих отраслях, могут очень быстро превратиться в стагнацию или даже способствовать сокращению объемов производства, если не снизить налоговую нагрузку на промышленные компании.

Опасения некоторых экспертов, что сокращение налогов может раздуть пламя инфляции, не помешали Правительству одобрить законопроект, предполагающий снижение НДПИ для добывающих предприятий. В результате, по оценкам Минфина, у компаний, работающих в ТЭК, останутся около 100 млрд руб., которые, как надеются наши экономические ведомства, они потратят на геологоразведку.

Но как только речь заходит о снижении налогового бремени для обрабатывающих предприятий, твердая позиция нашего финансового ведомства становится просто стальной.

В августе главные экономические ведомства представят в Правительство свои предложения о возможных вариантах изменения налогового законодательства. Редакция «ЭЖ» намерена продолжить публикации на эту злободневную тему и будет информировать читателей о ходе боев на налоговом фронте.