Дорогу осилить в партнерстве

| статьи | печать

На «круглом столе» в Совете Федерации «Партнерство государства и частного бизнеса в развитии транспортных коридоров в РФ» представители министерств транспорта, экономического развития и торговли и сенаторы обсуждали механизмы использования государственно-частного партнерства при реализации крупных инфраструктурных проектов.

Между странами ЕС и АТР ежегодно перемещается примерно 6 млн контейнеров, и около 98% из них перевозится иностранным морским флотом. При этом на дорогу в один конец уходит 1–2 месяца. В то время как сухопутный путь из Европы в Азию по Транссибирской магистрали намного короче – 8–12 дней. Правда, железнодорожные мощности требуют серьезной модернизации.

Естественно, сроки реализации проектов в рамках ФЦП напрямую зависят от объемов их финансирования. Бюджетных денег заложено мало, поэтому необходимо привлекать частные инвестиции на основе партнерства. (К примеру, на строительство кольцевой автодороги в Санкт-Петербурге и реконструкцию трассы Чита – Хабаровск привлечены средства Европейского банка реконструкции и развития).

Более того, в Транспортной стратегии РФ на период до 2020 г. предусмотрено сокращение участия государства в оперативном управлении транспортным комплексом, соответственно основную часть его модернизации будут осуществлять частные компании.

Так, для строительства автодорог предлагается использовать концессионный механизм. Но новые проекты невозможно запустить без доработки и принятия закона «О платных дорогах» (это первоочередная задача).

Кроме того, применение концессий влечет за собой ряд трудностей. Например, ст. 11 Закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предписывает государству заключить с концессионером договор аренды земельных участков в течение двух месяцев с момента подписания концессионного соглашения. А это сделает невозможным привлечение инвестора на этапе проектирования объекта, так как передача земли в аренду возможна только после завершения проектных работ.

Кроме того, сами по себе землеустроительные работы очень длительные, поэтому на начальном этапе можно и не уложиться в отпущенные два месяца. Эксперты полагают, что этот срок необходимо увеличить до одного года и запускать проект по мере готовности землеотводов.

Особый интерес при обсуждении у сенаторов вызвал механизм распределения Инвестфонда. Понятно, что каждому инвестору хотелось бы иметь за плечами гарантированную поддержку. Но желающих много, а средств (70 млрд руб.) на всех не хватит. Так что основная «битва» за инвестиции еще впереди…

В рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России» (2002–2010 гг.) предусматривается:

  1. Строительство кольцевой автодороги в Санкт-Петербурге (108 млрд руб.).
  2. Реконструкция «Транссиба», прокладка автодороги Чита – Хабаровск (73,1 млрд руб.).
  3. Сооружение дорог, связывающих государства Северной Европы со странами Черноморского региона.
  4. Модернизация подъездных дорог к морским и речным портам.
  5. Обустройство подъездной дороги к г. Балтийску Калининградской области (7,4 млрд руб.).

 

К сведению

Транспортный коридор – совокупность магистральных транспортных коммуникаций, проходящих по территориям нескольких государств или регионов и обеспечивающих международные перевозки пассажиров и грузов на направлении их наибольшей концентрации.